Реализация макулатуры облагается ндс

Уплата НДС при реализации макулатуры возложена на покупателей

Реализация макулатуры облагается ндс

Дурново Д. В.,главный редактор ИД «Аюдар Инфо»

С января 2019 года обязанность по уплате НДС при реализации макулатуры возложена на налоговых агентов – покупателей данного товара. Вместе с тем порядок исчисления и уплаты НДС аналогичен тому, что действует с 01.01.

2018 в отношении сырых шкур животных, а также лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов (Письмо Минфина России от 03.12.2018 № 03‑07‑11/87234). Подробнее об этом расскажем в нашей статье.

Продавец – плательщик НДС

До 01.01.2019 действовал пп. 31 п. 2 ст. 149 НК РФ, по которому реализация макулатуры освобождалась от обложения НДС.

С названной даты норма утратила силу, вследствие чего реализация макулатуры (бумажных и картонных отходов производства и потребления, отбракованной и вышедшей из употребления бумаги, картона, типографских изделия, деловой бумаги, в том числе документов с истекшим сроком хранения) попала в облагаемые НДС операции. Однако продавец не исчисляет и не уплачивает налог в данном случае, эта обязанность возлагается на покупателя (получателя) макулатуры – налогового агента (абз. 2 п. 3.1 ст. 166, п. 8 ст. 161 НК РФ).

К сведению:

В целях применения п. 8 ст. 161 НК РФ получателями товаров являются организации и индивидуальные предприниматели, имеющие право собственности на товар, в том числе на безвозмездной основе.

Порядок исчисления НДС налоговым агентом применяется при реализации макулатуры после 01.01.2019 вне зависимости от того, что этот товар приобретен до 01.01.2019 либо предварительная плата за него получена в 2018 году (Письмо Минфина России от 25.01.2019 № 03‑07‑11/3969).

Но исчислить и уплатить в бюджет налог покупатели обязаны только в случае приобретения ими макулатуры у продавцов – плательщиков НДС, которые сообщат о предстоящей «НДС-обязанности» покупателю путем выставления ему счета-фактуры, заполненного по‑особому. Как отмечается в абз. 2 п. 5 ст. 168 НК РФ, при реализации налогоплательщиков товаров, указанных в абз. 1 п. 8 ст.

 161 НК РФ, а также при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок таких товаров он должен составить счета-фактуры, корректировочные счета-фактуры без учета сумм НДС. При этом в таких счетах-фактурах, корректировочных счетах-фактурах проставляется надпись или ставится штамп «НДС исчисляется налоговым агентом» (Письмо Минфина России от 20.02.

2019 № 03‑07‑14/10689).

Обратите внимание:

Соответствующая надпись делается в графе 7 счета-фактуры. Графы 8 (сумма налога) и 9 (стоимость товара с налогом) не заполняются (Письмо ФНС России от 16.01.2018 № СД-4-3/480@).

Вместе с тем в некоторых ситуациях (что следует из абз. 1 п. 3.1 ст. 166 НК РФ) продавцам макулатуры придется исчислить и уплатить НДС в бюджет. Такие случаи предусмотрены абз. 7 и 8 ст. 161, пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ, а также при реализации указанного товара «физикам», не являющимся ИП.

К сведению:

Вне зависимости от того, исчисляют НДС продавцы макулатуры самостоятельно (абз. 1 п. 3.1 ст.

 166 НК РФ) либо «передают» эту обязанность покупателям – налоговым агентам, они (продавцы – плательщики НДС) вправе принимать к вычету суммы «входного» налога по приобретенным ими товарам (работам, услугам), используемым для осуществления операций по реализации макулатуры, независимо от факта оплаты этих товаров (работ, услуг).

Кроме того, необходимость вести раздельный учет при реализации такими налогоплательщиками макулатуры и осуществлении иной деятельности, подлежащей обложению НДС, исключается (письма Минфина России от 27.11.2018 № 03‑07‑14/85348, от 03.12.2018 № 03‑07‑11/87234).

Продавец – организация, не являющаяся плательщиком НДС, либо физическое лицо

Если макулатуру продает «спецрежимник» (организация или ИП, не являющиеся плательщиком НДС) либо плательщик НДС, освобожденный от обязанности налогоплательщика по ст. 145 и 145.1 НК РФ (здесь же могут быть плательщики ЕСХН, которые с 01.01.

2019 уплачивают НДС, однако подошли по условиям и воспользовались освобождением по ст. 145 НК РФ), обязанностей налогового агента у покупателей не возникает.

В таком случае продавец в договоре и первичном учетном документе сделает соответствующую запись или проставит отметку «Без налога (НДС)».

К сведению:

Счет-фактуру лица, освобожденные от уплаты НДС, не составляют, такая обязанность возложена лишь на плательщиков данного налога (п. 3 ст. 169 НК РФ, Письмо Минфина России от 28.02.2018 № 03‑07‑11/12711).

При покупке металлолома у «физиков» (в силу п. 1 ст. 143 НК РФ они не признаются плательщиками НДС, за исключением случаев, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза) покупатели макулатуры также не обязаны исчислять и уплачивать НДС.

Сказанное подтверждает и Минфин в Письме от 28.11.2018 № 03‑07‑14/85863: в случае приобретения макулатуры у неплательщиков налога на добавленную стоимость, в том числе физических лиц, обязанность по исчислению налога на добавленную стоимость у покупателей макулатуры отсутствует.

Вычет НДС у налогового агента

Получив от продавца – плательщика НДС соответствующее указание о том, что налог исчисляется налоговым агентом, покупатель макулатуры исполняет вмененную ему обязанность, причем вне зависимости от применяемого режима налогообложения, а также освобождения от обязанностей плательщика НДС.

При этом заявить к вычету исчисленный при покупке макулатуры НДС покупатель (налоговый агент) вправе только в том случае, если он является его плательщиком и приобретенный им товар предназначен для облагаемых НДС операций (п. 3 ст. 171 НК РФ).

В Письме от 28.11.

2018 № 03‑07‑14/85863 Минфин указал, что суммы НДС, исчисленные налоговыми агентами – покупателями макулатуры на основании счетов-фактур, выставленных продавцами, будут приниматься к вычету в том налоговом периоде, в котором эти товары поставлены на учет. Как правило, налоговый период, в котором налоговые агенты исчисляют налог за продавца – плательщика НДС, совпадает с налоговым периодом, в котором у налоговых агентов возникает право на вычет налога в качестве покупателя.

* * *

Мы рассмотрели общий порядок исчисления НДС покупателями макулатуры – налоговыми агентами. К данной ситуации применимы разъяснения компетентных органов в отношении всех товаров, указанных в п. 8 ст. 161 НК РФ.

Добавим несколько слов об уплате налога налоговыми агентами. Порядок расчета суммы НДС, которую налоговый агент должен уплатить в бюджет по итогам квартала, установлен п. 4.1 ст. 173 НК РФ. Налог исчисляется совокупно в отношении всех товаров, перечисленных в п. 8 ст.

 161 НК РФ, и в отношении всех операций за истекший налоговый период. Общая сумма налога, исчисляемая в соответствии с п. 3.1 ст. 166 НК РФ, увеличивается на восстановленные суммы на основании пп. 3, 4 п. 3 ст. 170 НК РФ и уменьшается на суммы вычетов, предусмотренных п. 3, 5, 8, 12 и 13 ст.

 171 НК РФ, в части операций, осуществляемых названными налоговыми агентами.

Что касается декларации по НДС, то в настоящее время в форму, формат и порядок ее заполнения внесены изменения. Теперь для налоговых агентов, указанных в п. 8 ст. 161 НК РФ, прописан четкий порядок. 

НДС: проблемы и решения, №4, 2019 год

Источник: https://www.audar-press.ru/nds-pri-realizacii-makulatury

Как неконституционный закон об агентском НДС для макулатуры грабит страну

Реализация макулатуры облагается ндс

С 2016 года отрасль заготовки и переработки макулатуры демонстрировала высокие темпы роста. На это главным образом повлияло освобождение реализации макулатуры от НДС, инициированное депутатом Госдумы Александром Фокиным.

Федеральная налоговая служба при этом отчитывалась о более чем двукратном росте объема уплаты НДС, что обеспечивало государственной казне дополнительные пять миллиардов рублей ежегодно.

Кроме того, освобождение продажи макулатуры от НДС существенно повысило прозрачность отрасли и снизило расходы государства на налоговое администрирование.

Однако освобождение реализации макулатуры от НДС, предусмотренное законом № 174-ФЗ, имело временные ограничения: норма, которую в отрасли называют «НДС Фокина», действовала до 2018 года.

Ей на смену пришел закон № 424-ФЗ, возвращающий налог — причем в виде агентской схемы.

С «легкой руки» Минфина агентский НДС обернулся настоящим налоговым адом для участников отрасли, так как администрирование налога в разы усложнилось.

При «НДС Фокина» рост собираемости налога уже точно подсчитан. Точные результаты действия новой агентской системы взимания НДС еще предстоит подсчитать, однако эксперты уже прогнозируют его неэффективность и предупреждают о «серьезных негативных последствиях в финансовой, экономической, социальной, политической и экологической сферах».

«Ридус» отправился в Московский университет имени С. Ю. Витте, где прошел симпозиум «Агентская система НДС в отрасли заготовки и переработки макулатуры: оценка рисков и последствий введения», чтобы выяснить, что об инициативе Минфина думают члены правительства, предприниматели, представители научного сообщества, общественники и экологи.

Пляски с налоговым бубном

Агентская система НДС превратила каждого участника отрасли заготовки и переработки макулатуры в налогового агента.

Если раньше, при системе «НДС Фокина» обязанность уплаты НДС лежала на продавце продукта переработки макулатуры — перерабатывающем предприятии, то сейчас его должны учитывать все участники цепочки движения макулатуры на завод, от сборщиков до приемно-заготовительных пунктов.

Минфин мотивировал наделение заготовителей макулатуры обязанностями налоговых агентов необходимостью усилить контроль над налоговой дисциплиной. Однако, руководствуясь благими намерениями, ведомство исходило из ложной предпосылки.

Согласно полученным из ведомства сведениям, необходимость введения агентской схемы НДС, по мнению представителей министерства, была обусловлена тем, что на каком-то этапе движения макулатуры от источника образования до переработчика якобы возникает некий полуфабрикат — уже не макулатура, но еще и не готовое изделие (не тарный картон, не облицовочный картон, не санитарно-гигиенические изделия, не упаковка из бумажного волокна и т. д.) — облагаемый НДС. 

Соответственно, у недобросовестных продавцов появляется возможность неправомерных действий с налогом.

Впоследствии выяснилось, что в роли этого полуфабриката выступает сортированная и кипованная макулатура — то есть, макулатура, соответствующая ГОСТ 10700–97, то самое сырье, которое заготовители продают переработчикам и которое, по закону 174 ФЗ, было освобождено от НДС. Однако вследствие использования Минфином этой ложной посылки закон 424-ФЗ был принят без необходимого финансово-экономического обоснования.

Заместитель гендиректора ассоциации «Лига переработчиков макулатуры» Михаил Пеньков в ходе симпозиума напомнил, что аналогичная система налогового администрирования ранее действовала в отношении металлического лома и сырых необработанных шкур животных. «Но металлолом — это, в основном, промышленный отход, а те организации, которые работают с сырыми шкурами, в основном, на едином сельхозналоге. В отрасли переработки макулатуры ситуация получается куда более трагичная», — утверждает Пеньков.

В последней редакции налогового кодекса макулатура определена как «бумажные и картонные отходы производства и потребления, отбракованные и вышедшие из употребления бумага, картон, типографские изделия, деловые бумаги, в том числе документы с истекшим сроком хранения». Документооборот есть у любого юридического лица, которых в России — порядка четырех миллионов. Отныне любое юрлицо становится участником агентской системы НДС при реализации макулатуры, когда сдает свой архив документов на переработку. И каждый из этих четырех миллионов сталкивается со всеми сложностями учета агентского НДС.

«При этом денег в бюджете больше не становится, — продолжает эксперт. — Не важно, кто именно оплачивает налог. Поступления в бюджет растут только тогда, когда увеличивается налогооблагаемая база, а изменение схемы налогообложения к увеличению налоговой базы, увы не приводит».

По словам Пенькова, последствия этого решения пока не ясны: итоги первого квартала можно будет подвести не ранее августа-сентября. Но никаких поводов для оптимизма представители отрасли не видят.

Агентская система НДС несет опасность как для отрасли, так и в целом для государства. Судите сами: роста налоговых отчислений не происходит, но при этом участники отрасли получили обязанности налоговых агентов. Эти дополнительные обязанности не компенсированы никакими дополнительными преимуществами или выгодами, они несут только дополнительные расходы. Резко растет и объем администрирования НДС: если раньше у нас был один инспектор на одном перерабатывающем предприятии, то сейчас нужна масса инспекторов, чтобы контролировать каждый приемно-заготовительный пункт.

«В агентской схеме заготовитель, использующий общую систему налогообложения, обязан исчислить НДС за своего продавца, но при этом имеет право принять начисленную сумму агентского НДС к зачету. В итоге поступления НДС в бюджет оказываются равными выплатам, которые осуществляет перерабатывающее предприятие, — однако то же самое было и при действии „НДС Фокина“.

Фактически „НДС Фокина“ реализовал агентскую схему в ее предельном выражении — переработчик платил налог за всю цепочку поставщиков. Можно сказать, что система „НДС Фокина“ была супер-агентской, супер-простой и супер-эффективной. Сейчас же все участники отрасли вынуждены вести учет и отчетность по НДС, но практически никто из них не понимает, как это следует делать», — заключил эксперт.

Предчувствие катастрофы

Действия агентской системы НДС в отрасли переработки макулатуры детально анализируют эксперты «Центра системных решений».

Исполнительный директор аналитической компании Андрей Русанов подтвердил участникам симпозиума, что с возвращением НДС в отрасль в «Центр» стали поступать сотни запросов от компаний-заготовителей и переработчиков макулатуры: менеджеры компаний просят о помощи, так как просто не знают, как работать с агентским налогом.

«В предыдущие годы никаких проблем у участников отрасли не возникало, они начались с принятием этого закона. Далеко не все компании научатся работать в этой налоговой парадигме. С агентским НДС справятся представители крупного и среднего бизнеса — при помощи профессиональных бухгалтеров. Но новая система губительна для малого бизнеса и микробизнеса в этой отрасли», — отмечает Русанов.

Кто такой индивидуальный предприниматель, который занимается заготовкой макулатуры? Это человек, у которого есть «Газель»: ему все равно, что возить, макулатуру — или что-либо еще. И если ему проблемнее всего будет возить макулатуру из-за волокиты с оформлением налогов, он может подумать, нужно ли ему это. А ведь именно эти ИП и являются движущей силой отрасли переработки макулатуры. Поэтому единственный экономический результат для отрасли, который даст эта система — это негативный результат.

Как известно, великое начинается с малого: агентская система НДС сулит массу проблем как для индивидуальных предпринимателей, перевозящих макулатуру, так и для финансовой, экономической, социальной, политической и экологической сферы. Так утверждают эксперты МГУ, РАНХиГС, Университета им. С. Ю. Витте и Высшей школы экономики, подготовившие свои заключения о целесообразности введения системы агентского НДС для макулатуры.

Нелогичная инициатива Минфина стала предметом детального исследования МГУ им. Ломоносова: эксперты констатировали негативные результаты и последствия агентской системы НДС для отрасли переработки макулатуры.

[Введение агентского НДС] существенно усложнит налоговый учет малому бизнесу, применяющему упрощенную систему налогообложения, и повлечет для него дополнительные издержки, что может привести к уходу с рынка или к уклонению от исполнения обязанностей налогоплательщика и налогового агента. Данный эффект противоречит заявленной в пояснительной записке к законопроекту цели «стимулирования деловой активности российского бизнеса и улучшения бизнес климата в стране путем устранения неоднозначного толкования норм Налогового кодекса и упрощения механизмов их реализации».

«Вводимая в соответствии с 424-ФЗ система налогообложения не только не имеет явных преимуществ по сравнению с порядком, действовавшим в 2016—2018 годах, но, напротив, несет в себе существенные риски как для отрасли, так и для государства и общества в целом», — говорится в экспертном заключении МГУ.

Один из авторов экспертного заключения, доцент кафедры политологии МГУ Максим Вилисов в ходе симпозиума признался, что использует решение Минфина вернуть в отрасль налог по агентской системе в качестве показательного кейса для своих студентов: далеко не всегда члены правительства действительно понимают, как устроены экономические механизмы страны.

Помимо опасной нелогичности инициативы Минфина использовать в отрасли агентскую систему НДС, эксперты также указывают на наличие коррупциогенных факторов при принятии этого решения.

Неконституционная норма

Преподаватель РАНХиГС, куратор программы «Управление отходами производства и потребления», кандидат юридических наук Содном Будатаров провел экспертизу закона, который ввел агентский НДС с 2019 года для заготовителей и переработчиков макулатуры. Своими заключениями он поделился с участниками симпозиума в Московском университете им. С. Ю. Витте.

Эксперт напомнил, что согласно ч. 3 104 ст. Конституции РФ, законопроекты о введении налогов могут быть внесены только при заключении правительства:

Важно обратить внимание на это положение конституции. Когда была предоставлена отсрочка уплаты НДС в 2016 году, это был отдельный федеральный закон — № 174 ФЗ. А возврат агентской системы НДС вводился не отдельным законопроектом, а поправкой к законопроекту. Это совершенно разные юридические процедуры. Принятию законопроекта предшествует регламент Госдумы, Совета Федерации, правительства — и куча других нормативных актов, которые определяют, как должен проходить законопроект. Это как создать отдельную машину, а не поменять запчасть. С этой точки зрения, № 424 ФЗ противоречит и Конституции РФ, и упомянутым регламентам.

«Те, кто принимал этот закон, не могли этого не знать», — подчеркивает Будатаров: юрист напомнил, как в минувшем году председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко возмущалась тем, что законы «проталкиваются» в виде поправок.

На мой взгляд, Генпрокуратуре и Минюсту стоит обратить на это внимание, ведь таких поправок к законопроектам очень много: «проталкиваются» решения, имеющие прямое отношение к правам и интересам граждан. Так что с точки зрения Конституционного суда, есть большие перспективы у признания неконституционности и отмены закона № 424 ФЗ, — заключил Будатаров.

Предложения отрасли

Итогом жарких дискуссий в ходе симпозиума в Московском университете им. С. Ю. Витте была принята резолюция, отражающая все замечания выступивших экспертов, участников отрасли заготовки и переработки макулатуры и представителей профильных организаций.

В итоговом документе обращается внимание федеральных и региональных органов власти на отсутствие анализа результатов действия № 174-ФЗ («НДС Фокина»), а также на отсутсвие каких-либо обоснований и анализа последствий введения агентского НДС на реализацию макулатуры.

Эксперты и участники отрасли предлагают вернуться к доказавшей свою эффективность системе «НДС Фокина» на операции, связанные с реализацией макулатуры, а также распространить эту практику налогообложения на другие виды вторичных материальных ресурсов. Документ с предложениями и заключениями экспертов разослан в органы власти, вузы и общественные объединения.

Источник: https://www.ridus.ru/news/302314

Бухгалтерский учет макулатуры на предприятии |

Реализация макулатуры облагается ндс

Многие организации сталкиваются с накоплением у себя макулатуры – деловой и бухгалтерской документации, черновиков, календарей, картонных папок и иных бумажно-картонных изделий. Что делать со всем этим? Выбрасывать? Самый лучший вариант – это реализация макулатуры! Но как-же оформить сдачу макулатуры в бухгалтерском учете?

Что такое макулатура?

Чтобы понять, как оформить сдачу макулатуры в бухгалтерском учете, необходимо уточнить, что собой представляет данный актив. И наиболее исчерпывающее ему определение дано в Налоговом Кодексе РФ, в п.2 пп.31 его статьи 149.

Так, для целей налогообложения НДС к макулатуре относят бумажные и картонные производственные отходы и отходы потребления, а также забракованные и не подлежащие переработке картон, бумагу, деловые бумаги (включая документы, у которых истек срок хранения) и разнообразную типографскую продукцию.

Исходя из этого определения, главным критерием отнесения бумажно-картонных изделий к макулатуре считается невозможность дальнейшего их применения по прямому назначению в силу:

  • наличия брака, обнаруженного в ходе выпуска продукции и не подлежащего исправлению;
  • потери потребительских качеств в процессе хранения или применения;
  • истечения срока, в течение которого бумаги имеют учетную и иную ценность.

Макулатура – документы, с истекшим сроком годности

Любой из этих критериев позволяет предприятию перевести бумажно-картонную продукцию в разряд макулатуры и сдать ее в пункт приема. Однако тут возникает сразу же множество вопросов, один из которых – нужна ли лицензия предприятию для сдачи его собственной макулатуры?

Нужна ли предприятию лицензия, чтобы продавать макулатуру?

Все зависит от целей этого предприятия. Так, если реализация макулатуры является основным или дополнительным видом деятельности предприятия, то проводки в учете данной операции будут строиться на основании того, что изначально макулатура является товаром. Т.е.

если реализуемая предприятием макулатура ранее приобреталась у других предприятий, населения и предпринимателей с целью ее дальнейшей перепродажи, или с целью переработки для последующей перепродажи, или просто даже принималась на хранение, но не для собственных производственных целей, то в этом случае лицензия необходима! Но при условии, что такая макулатура относится к отходам I-IV класса опасности (п.1 пп.30 статьи 12 федерального закона No 99-ФЗ от 04 мая 2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

При этом лицензировать необходимо деятельность, которая связана со сбором, перевозкой, переработкой, с утилизацией, обезвреживанием и хранением указанных отходов.

Лицензия получается на конкретный класс опасности отходов и на конкретный вид деятельности. Например, на обработку, или на сбор и обработку, и т.д.

Это означает, что тот вид деятельности или тот вид отходов, который не зафиксирован в лицензии, не может быть без нее реализован.

Однако вернемся к макулатуре. Другой закон Российской Федерации No 89-ФЗ от 24.06.98г. «Об отходах производства и потребления» в статье 4.1 перечисляет виды классов опасности для отходов и уточняет, какие именно могут быть причислены к определенному классу:

  • к 1-му классу относятся отходы – чрезвычайно опасные;
  • ко 2-му классу – отходы – опасные;
  • к 3-му классу – отходы, характеризуемые, как умеренно опасные;
  • к 4-му классу относят отходы, степень влияния которых на окружающую среду не велика. Поэтому они признаются малоопасными;
  • к 5-му классу опасности причисляют те виды отходов, которые практически безопасны.

Обычно макулатуру относят к отходам либо IV-го, либо V-го класса опасности, поскольку она не вся обладает токсичными свойствами. А это означает, что для обращения макулатуры, если у нее будет признан IV-й класс опасности, лицензия обязательно потребуется (на основании п.1 пп.30 ст.12 закона No99-ФЗ).

Однако, разрешение необходимо только в том случае, если организация приобретает макулатуру для дальнейшей ее перепродажи, или принимает ее для хранения и т.д. Тогда бухгалтерский учет макулатуры у такого предприятия будет организован:

  • с позиции приобретения товара (т.е. через счет 41 «Товары»), если планируется ее последующая перепродажа переработчику. Причем, если закупка макулатуры в данном случае производится у обычного населения (не у предпринимателей!), то такие операции следует оформить с помощью товарно-закупочного акта, разработанного самим предприятием. От организаций и предпринимателей, которые продают свою макулатуру, достаточно будет получить, например, накладную ТОРГ-12;
  • либо с позиции предоставлению услуг по хранению, захоронению, утилизации, и т.п. (то есть через счет 20 «Основное производство», или через счет 91 «Прочие доходы и расходы» – если деятельность не носит основного характера). В этом случае, если речь идет только о хранении макулатуры, как правило, оформляется акт по форме МХ-1 (утвержден Госкомстатом РФ в Постановлении No 66 от 09.08.99г.). Этот акт оформляется на основании заключенного договора хранения.

А вот если предприятие продает макулатуру, которая появилась у него в ходе производственного процесса или в процессе потребления (например, в виде документов, у которых срок хранения истек), то в этом случае лицензии не требуется. Более того, учет макулатуры в бухгалтерском учете фирмы в данной ситуации будет строиться по принципу возвратных отходов.

Такой вот контейнер под макулатуру стоит на одном предприятии

Как отразить бухгалтерском учете продажу собственной макулатуры?

Бухгалтерский учет макулатуры у предприятия, которое собирается использовать собственную (не покупную) макулатуру, строится с учетом, прежде всего, положений ПБУ No5/01 «Учет материально-производственных запасов» и Методических указаний по бухучету материально-производственных запасов (утверждены Минфином РФ в приказе No119н от 28.12.01г.). И строится он на основании признания макулатуры возвратными отходами.

Что такое возвратные отходы:

Выбор одного из вариантов оценки нужно в обязательном порядке зафиксировать в учетной политике предприятия (этого требует п.7 ПБУ No1/2008 «Учётная политика»).

Бухгалтерский учет макулатуры в случае ее продажи следует отразить в порядке, аналогичном учету продажи материалов. Однако тут есть небольшое исключение: в соответствии с пунктом 111 Методических указаний стоимость возвратных отходов уменьшает стоимость отпущенных в производство материалов.

– Подводные камни при выпуске возвратных отходов в 1С:ERP

Иными словами первичный учет макулатуры в бухгалтерском учете предприятия будет отражен таким образом:

Дебет счета 10 «Материалы» Кредит счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 26 «Общехозяйственные расходы», и т.д. – принята макулатура на учет на предприятии.

По кредиту ставятся счета в зависимости от источника поступления макулатуры.

Что касается использования счета 10, то в данной проводке его может заменить счетом 16 «Отклонения в стоимости МПЗ», если это предусмотрено учетной политикой организации.

Оценка макулатуры, по которой она отражается в этой проводке, зависит от того, продается макулатура или поступает в производство. Если на реализацию, то для учета лучше использовать возможную цену продажи. Исходя из решения о продаже, дальнейший учет макулатуры и проводки строятся на основании возникновения внереализационных (прочих) доходов и расходов:

Дебет счета 62 «Покупатели и заказчики» Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы» – отражена реализация макулатуры по фактической стоимости реализации (по договорной);
Дебет сч. 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит сч.10 – отражено списание продаваемой макулатуры по возможной цене ее реализации.

В итоге может возникнуть разница между двумя этими оценками в виде дохода организации от продажи макулатуры или, наоборот, в виде убытка.

Дебет счета 91, субсч. «Прочие расходы» Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС» – начислен НДС.

Стоит отметить, что проводка по начислению налога НДС с 01 октября 2016 года не делается на основании внесенных изменений в статью 149 Налогового Кодекса РФ. Так, теперь в п.2 пп.

31 данной статьи в числе освобожденных (не подлежащих) от обложения налогом НДС операций стоит реализация макулатуры, а также ее использование для собственных нужд.

Указанное освобождение действует до конца 2018 года, и отказаться от данной льготы нельзя!

Что касается документального оформления вышеуказанных проводок, то для принятия собственной (не покупной) макулатуры на учет и для ее последующего списания в связи с реализацией, потребуются первичные документы, которые предприятие может разработать самостоятельно. При этом нужно учитывать требования федерального закона РФ No 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», изложенные в его статье 9.

В данной статье поименованы те обязательные реквизиты для документов, которые необходимы, чтобы операцию признать документально оформленной.

Образцы разработанных документов изначально должны быть утверждены предприятием в его учетной политике.

Но, как правило, организации при продаже своей макулатуры используют форму ТОРГ-12, которая утверждена Госкомстатом РФ в Постановлении No132 от 25.12.98 года и действует по сей день, хотя и не является больше обязательной к применению.

Источник: https://xlom.ru/dokumenty/buxgalteriya/buxgalterskij-uchet-makulatury-na-predpriyatii

Советы юриста
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: