Публичный сервитут на лесной участок

Лесной сервитут — право ограниченного пользования чужими лесными участками

Публичный сервитут на лесной участок

Все земли лесов находятся в собственности муниципальных и федеральных властей, но пользоваться ресурсами таких земель желают как фирмы, торгующие древесиной, так и дачники, собирающие дикорастущие плоды.

Для удовлетворения нужд граждан и организаций в ресурсах лесных территорий без права владения такими территориями существует лесной сервитут.

Понятие лесного сервитута

Под сервитутом понимают право ограниченного пользования наделом земли, не принадлежащим такому пользователю. Лесной сервитут может быть установлен в отношении надела земли, относящегося к лесному фонду или к занятой лесопосадками сельскохозяйственной земле.

Виды лесного сервитута

Существует два вида лесного сервитута:

Частный лесной сервитут устанавливается путём соглашения между собственником лесного участка (органом власти) и пользователем (физическим или юридическим лицом) для конкретных целей, указанных в таком соглашении.

За установление лесного сервитута частного вида собственник леса может потребовать плату, которая зависит от типа использования лесного участка и объёма такого использования.

Соглашение о частном лесном сервитуте может быть заключено для следующих целей:

  • Осуществления прохода и/или проезда через обременённый сервитутом участок леса;
  • Эксплуатация лесных ресурсов юридическими и физическими лицами в коммерческих целях;
  • Регулярного доступа к линейным объектам, расположенным на данном лесном участке;
  • Занятий пчеловодством (бортничеством).

Государственный собственник лесных участков устанавливает плату лицам, использующим сервитут в целях изъятия древесины согласно специальным актам, учитывающим стоимость изымаемой породы дерева, её объем в кубометрах и площадь участка леса, с которого происходит такое изъятие.

Публичный лесной сервитут отличается от частного тем, что устанавливается без соглашения с конкретным физическим или юридическим лицом, а для всех лиц путём принятия законодательных актов местного или федерального значения в отношении конкретного лесного участка, согласно п. 2 ст. 23 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ).

Публичные лесные сервитуты, согласно п. 3 ст. 23 ЗК РФ могут устанавливаться для следующих целей:

  • Осуществление прохода/проезда через лесной участок, в том числе для доступа к водоёму;
  • Ремонт и обслуживание инженерных коммуникаций, расположенных на лесном участке;
  • Размещение на лесном участке межевых точек, а также гравиметрических и нивелирных пунктов;
  • Проведение дренажных работ;
  • Прогонка домашнего скота через лесной участок;
  • Осуществление охоты;
  • Сбор дикорастущих плодов и растений;
  • Проведение научно-исследовательских работ.

При установлении межевых точек или знаков, а также проведении дренажных работ, лесной сервитут предоставляется на срок проведения соответствующих работ, причём в соглашении об обременении сервитутом участка леса должны быть указаны сроки окончания таких работ, либо их прекращение устанавливается в качестве обстоятельства прекращения лесного сервитута.

Соглашение об обременении

Соглашение необходимо заключать только для частного лесного сервитута, так как публичный лесной сервитут устанавливается законодательными актами.

Частным сервитутом могут быть обременены лесные участки, которые:

  • Относятся к землям лесного фонда;
  • Относятся к сельскохозяйственным лесопосадкам.

Важно помнить, что нельзя заключать соглашение о частном лесном сервитуте на пользование особо ценными лесными землями с изъятием ресурсов этих земель в коммерческих целях.

Если земли, для которых требуется заключить соглашение о сервитуте, относятся к лесному фонду, то такое соглашение необходимо будет заключить с органами исполнительной власти, которым данные земли принадлежат.

Обременение лесным сервитутом может быть двух основных типов:

Бессрочное обременение действует, пока у пользователя обременённых лесных участков есть необходимость в их использовании, а срочное обременение действует до определённой в соглашении даты или до момента наступления обстоятельств, определённых сторонами соглашения.

Общий порядок действий для заключения соглашения об обременении сервитутом лесных земель следующий:

  • Лицо, желающее воспользоваться участком леса, заявляет об этом в земельный комитет органов власти, которым принадлежит данный участок, указав цели использования;
  • Органы власти заключают с заявителем соглашение об обременении конкретного участка лесным сервитутом в пользу заявителя, перечислив в соглашении цели использования леса и срок действия соглашения;
  • Заявитель получает в земельном комитете справку о заключении соглашения;
  • С документом соглашения, справкой о его заключении, квитанцией об оплате госпошлины и паспортом заявитель обращается в ЕГРП для регистрации соглашения об обременении.

После регистрации заявитель становится пользователем лесного участка на основании соглашения о сервитуте.

Особенности лесного сервитута

Собственник лесного участка, обременённого сервитутом, вправе продавать и сдавать в аренду такой участок, при этом обременение переходит к новому владельцу (арендатору). Но при этом важно помнить, что собственник обязан предупредить о наличии обременения сервитутом будущего владельца (арендатора) лесного участка, иначе сделка может быть признана недействительной.

Нужно знать, что не подлежат передаче в аренду с целью изъятия лесных ресурсов те лесные участки, в отношении которых заключено соглашение об обременении сервитутом с целью изъятия ресурсов, так как в таком случае изымать ресурсы будут два пользователя с одного участка леса.

Публичный лесной сервитут может быть прекращён решением собственника лесного участка (органа исполнительной власти), согласно п.1 ст. 276 ГК РФ, если в данном публичном сервитуте отпала необходимость.

Это может произойти в следующих случаях:

  • Властями была проложена дорога, объезжающая лесной массив, для проезда через который потребовался публичный сервитут;
  • Ремонт инженерных коммуникаций на лесном участке, обременённом сервитутом, завершён;
  • Охота в обременённом лесном участке была запрещена;
  • Возникли иные возможности, позволяющие прекратить пользование лесным участком.

Если после отмены властями лесного сервитута у юридических или физических лиц возникли серьёзные затруднения (например, проезд по дороге в обход леса занимает слишком много времени), то такие лица вправе обратиться в судебные органы, и соглашение о лесном сервитуте может быть установлено принудительно.

Существуют ситуации, когда органы власти принудительно устанавливают сервитут в отношении следующих участков:

  • Сельскохозяйственных лесных участков, принадлежащих частному лицу;
  • Участков, относящихся к земельному фонду и арендованных у государства для извлечения ресурсов леса.

Если при этом использование данного участка становится невозможным или крайне затруднительным, то собственник (арендатор) обременённого лесным сервитутом участка вправе, согласно п. 7 ст. 23 ЗК РФ, обратиться в суд с целью:

  • Прекращения такого сервитута;
  • Установления платы за него;
  • Возмещения убытков, возникших из-за сервитута.

На основании данного права в Кировской области владелец яблоневого сада возместил убытки за спиленные под корень яблони, мешавшие только верхними ветвями прохождению линии электропередач.

Важно помнить, что сам по себе лесной сервитут является только разновидностью вещного права, а не объектом торгового оборота, и поэтому право предоставлять лесной сервитут не может быть передано другим лицам, не владеющим лесным участком, обременённым таким сервитутом, в соответствии с п. 2 ст. 275 ГК РФ.

Если земли, подлежащие обременению сервитутом, были зарезервированы органами власти для пользования на определённый срок, то срок такого сервитута не может превышать срок резервации данных земель властями, согласно п. 4.1 ст. 23 Земельного кодекса РФ.

Итак, лесной сервитут позволяет гражданам и организациям реализовывать свои права на свободное перемещение, а также получать доступ к ресурсам леса. Если при этом расходуются лесные ресурсы, то государство взимает плату за такой сервитут, а спорные вопросы между сторонами решаются в судебном порядке.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/servitut/vidy/lesnoj.html

Что такое лесной сервитут: права, обязанности и ограничения

Публичный сервитут на лесной участок

Лесной сервитут означает право частично пользоваться чужим лесным участком. При этом на отдельные лесные земли доступ может быть запрещён или ограничен.

Определение лесного сервитута

Понятие лесного сервитута упоминается в 9-й статье Лесного Кодекса. Лесным сервитутом называется право ограниченного пользования чужими лесными участками. Там же сказано, что связанные с этим вопросы регулируются Гражданским и Земельным кодексами. Но только в том, что не противоречит лесному законодательству.

В Гражданском Кодексе сервитуту посвящены 274-277 статьи. В Земельном ему отводится 23-я статья.

Сервитут неотделим от участка. То есть его невозможно продать или передать другим образом отдельно. А если участок перешёл к другому лицу, обременение на нём остаётся на прежних условиях.

Обременения устанавливаются с целью:

  • проезда или прохода, в том числе к прибрежной полосе;
  • прогона или выпаса скота, сенокошения;
  • размещения межевых знаков или доступа к ним;
  • ремонтных работ;
  • водозабора, дренажных работ и т. п.
  • исследований и изысканий;
  • охоты и рыболовства.

Разновидности лесного сервитута

Обременение подразделяется на публичное и частное. Первое распространяется на неограниченный круг лиц. А второе устанавливается в интересах конкретных людей или предприятий. Частный сервитут, как правило, является оплачиваемым.

Понятие публичного лесного сервитута присутствовало в старой версии Лесного Кодекса (от 1997 года).

В 21-й статье говорилось о праве граждан РФ свободно находиться на землях лесного фонда (а также в лесах, не входящих в него). В новой версии (от 2006 года) такого термина не содержится.

Но в его 11-й статье указывается на право пребывания в лесах, а также заготовки и сбора ягод, растений, грибов и т. п.

Ограничение прав может быть срочным, если необходимость в нём возникла на определённый период. Например, для ограниченной во времени исследовательской работы. Если же не ожидается, что причина установления сервитута исчезнет, он является бессрочным.

Эти виды рассматриваются в Земельном Кодексе. Но по общему правилу они распространяются и на лесной сервитут, поскольку противоречия с Лесным Кодексом нет.

Основания для лесного сервитута

Полноценное использование участка иногда невозможно без частичного пользования соседним. А в некоторых случаях – участком, расположенным не по соседству. В таких случаях пользующийся участком имеет право потребовать установления сервитута.

Поскольку требование распространяется не на всех граждан, такой сервитут будет частным. Он устанавливается подписанием договора между владельцами участков. В нём устанавливаются все правила и особенности такого использования.

Если не удалось получить добровольное согласие, придётся обращаться в судебные органы. Для этого составляется иск об установлении сервитута.

Суд рассматривает такие вопросы:

  • его необходимость;
  • возможность использования участка владельцем с учётом ограничений;
  • правила пользования;
  • размер вознаграждения.

Правила использования должны быть такими, чтобы учитывались интересы обеих сторон. Суд имеет право установить их самостоятельно, а не только соглашаться с предложенными истцом. При необходимости привлекаются эксперты.

Размер оплаты определяется исходя из расходов, убытков или неполученной выгоды. Также устанавливается, распространяется ли право на весь участок или его часть.

Сервитут в обязательном порядке регистрируется как обременение земельного участка в Росреестре. Если он установлен добровольно, стороны обращаются в любое отделение с заявлением и договором. Если вопрос решался в суде, основанием будет его постановление.

Сервитут прекращается, если необходимость в нём отпала. Если он нарушает права пользования участком и делает это невозможным, владелец имеет право расторгнуть договор через суд. В обоих случаях соответствующая отметка снимается.

Какие права даёт и к чему обязывает сервитут

Владелец сервитута имеет право пользоваться чужим лесным участком. Но только в тех рамках и для тех действий или работ, которые указаны в соглашении или решении суда. Он не имеет права самостоятельно, без согласования, изменять эти условия. Также нельзя передать обременения другому лицу.

При этом обладатель сервитута должен соблюдать все условия договора. Это относится, в частности, к своевременной и полной оплате. Он должен бережно относиться к имуществу владельца участка и к самому лесу.

Ограничения лесного сервитута

Законодательно закреплено право граждан находиться в лесах и заниматься там сбором растений и грибов. Но есть отдельные случаи, в которых оно ограничивается. Запрещается или ограничивается пребывание в лесах:

  1. находящихся на территории земель категории обороны и безопасности;
  2. особо охраняемых территорий;
  3. и в других, о которых говорится в федеральных законах.

При сборе также есть определённые ограничения. Нельзя собирать растения (включая их части) и грибы, входящие в Красные книги. Также не допускается сбор растений с наркотическими свойствами.

Ограничения могут быть связаны и с пожарной или санитарной безопасностью. Она должна соблюдаться и тогда, когда нахождения в лесу является свободным.

Источник: https://zakonometr.ru/zemlja/dokumenty/uchastok/ispolzovanie/servitut/vidy/lesnogo.html

Публичный сервитут

Публичный сервитут на лесной участок

Правовой центр ДВА М оказывает услуги по вопросам связанным с установлением публичных сервитутов.

Готовы представлять интересы как собственников участков, обременяемых публичным сервитутом, так и владельцев инженерных сетей и иной инфраструктуры при установлении публичного сервитута (для прокладки коммуникаций и аналогичных целей). Также в сферу нашей компетенции входят и вопросы частных сервитутов.

Наш обширный опыт ведения проектов, в том числе, включающих установление и снятие сервитутов, поможет Вам защитить свои права с максимальной возможной эффективностью.

Осуществляем

  • комплексную правовую экспертизу земельных отношений по вопросу обременения земельных участков частными или публичными сервитутами;
  • полное юридическое сопровождение процедуры установления публичного сервитута.
  • защиту прав лиц, недвижимое имущество которых обременяется публичным сервитутом. В том числе оспаривание размера платы за сервитут, схемы его прохождения и порядка строительства объектов;
  • представление интересов в судах и административных органах по вопросам, связанным с установлением публичных сервитутов.

Публичный сервитут означает предоставление неопределённому кругу лиц прав ограниченного пользования земельные участком. Такой сервитут имеет весьма мало сходства с частным сервитутом, предоставляемым в пользу владельца одного конкретного объекта недвижимости.

Публичным сервитутом обременяются только земельные участки (но не здания и сооружения).

Выделяется также публичный сервитут для строительства инженерных сетей и иных аналогичных инфраструктурных объектов. Данный вид сервитута фактически занимает промежуточное положение между частным и публичным.

Публичный сервитут в пользу неопределённого круга лиц

«Классический» публичный сервитут может устанавливаться для:

  • прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;
  • размещения на земельном участке межевых знаков, и объектов, необходимых для нужд геодезии;
  • проведения дренажных работ на земельном участке;
  • забора воды и водопоя;
  • прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
  • сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
  • использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

Таким образом, данные виды публичного сервитута подразумевают, преимущественно, использование участка для тех или иных нужд местного населения. Наиболее характерны они для крупных по площади участков сельхозназначения, для рекреационной деятельности и т.д.

Данный вид сервитута устанавливается органами местного самоуправления (в отдельных случаях – органами власти федерального или регионального уровня). При этом обращение конкретного лица для принятия соседствующего решения местной администрацией, формально, как правило не требуется.

Таким образом, публичный сервитут устанавливается независимо от согласия владельца участка. Напротив, при несогласии с фактом установления сервитута или его конкретными условиями он должен обжаловать соответствующее решение в судебном порядке.

По общему правилу публичный сервитут является бесплатным. Однако если установление публичного сервитута приводит к «существенным затруднениям» в использовании земельного участка, его владелец вправе требовать плату из местного бюджета.

При этом публичный сервитут должен устанавливаться наименее обременительным для владельца участка способом. Однако в отсутствии сложившихся методик определение такого способа, с высокой вероятностью, станет предметом судебного спора.

В любом случае установление сервитута не должно лишать владельца участка возможности использовать его в соответствии с установленным разрешённым использованием.

В противном случае должен ставиться вопрос об изъятии участка для государственных или муниципальных нужд, а не о публичном сервитуте.

Публичный сервитут для размещения объектов инфраструктуры

В специальном порядке публичный сервитут может устанавливаться для следующих целей:

  1. размещение объектов электросетевого хозяйства, тепловых, водопроводных, и канализационных сетей, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, если они являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд
  2. складирование строительных и иных материалов, размещение временных или вспомогательных сооружений и (или) строительной техники, которые необходимы для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, на срок указанных строительства, реконструкции, ремонта;
  3. устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей, примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам (в отдельных случаях);
  4. размещение автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях;
  5. проведение инженерных изысканий в целях строительства линейных объектов (в отдельных случаях).

То есть данный вид публичного сервитута предоставляется для строительства конкретного инфраструктурного объекта (связанных с таким строительством работ) И фактически – в пользу конкретной организации, которая будет осуществлять строительство и эксплуатацию объекта. Использование для таких задач именно механизма публичного сервитута обусловлено, по-видимому, особой социальной значимостью соответствующих инфраструктурных объектов.

Данный вид публичного сервитута включён в законодательство сравнительно недавно. и фактически вялятся альтернативой изъятию участков для государственных и муниципальных нужд под инфраструктурные объекты.

При этом установление такого сервитута влечёт существенное ограничение прав собственников и арендаторов участка вплоть до временной невозможности использовать весть участок или его часть по назначению.

В связи с чем правообладателям участков, в отношении которых планируется установление такого сервитута, необходимо своевременно принимать меры по защите своих прав – оспариванию самого факта установления публичного сервитута или его конкретных условий, либо обоснованию максимального размера платы за него.

В части строительства инженерных сетей данный вид публичного сервитута может устанавливаться в интересах как организаций коммунального комплекса, так и некоммерческих объединений граждан (ТСН, СНТ, и т.д.).

При этом фактический интерес в установлении такого сервитута часто имеется в первую очередь не у сетевой организации, а у абонента, для подключения которого строятся соответствующие сети.

Соответственно, именно ему может потребоваться взять на себя работу установлению такого публичного сервитута.

Данный вид публичного сервитута устанавливается местной администрацией, (либо федеральными или региональными уполномоченными органами в отношении объектов федерального или регионального значения соответственно).

Он устанавливается по ходатайству заинтересованного лица – сетевой организации или иного субъекта, эксплуатирующего объекты инфраструктуры, для которых требуется установление публичного сервитута.

Такое ходатайство должно содержать, среди прочего, обоснование невозможности достижения соответствующих целей без установления публичного сервитута (если строительство данных сетей не предусмотрено документами территориального планирования).

Ограничено установление данного вида публичного сервитута в отношении участков, предоставленных или принадлежащих гражданам и предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства. На такие участки данный сервитут может накладываться только для:

  • подключения (технологического присоединения) зданий, сооружений, расположенных в границах элемента планировочной структуры, в границах которого находятся обременяемые земельные участки, к сетям инженерно-технического обеспечения;
  • эксплуатации, реконструкции существующих инженерных сооружений;
  • размещения инженерных сооружений, которые переносятся с земельных участков, изымаемых для государственных или муниципальных нужд.

Процедура рассмотрения ходатайства о публичном сервитуте предусматривает, в том чисел публикацию уведомления о предстоящем установлении сервитута, рассылку соседствующих уведомлений правообладателям обременяемых участков. На этом этапе правообладатели обременяемых сервитутом участков, права на которые не зарегистрированы в ЕГРН, могут заявить о необходимости учёта их интересов при установлении сервитута.

При этом решение об установлении публичного сервитута для размещения объектов инфраструктуры принимается независимо от согласия владельцев обременяемых участков. Они вправе лишь обжаловать данное решение в судебном порядке. Причём установлен крайне маленький срок обжалования – 30 дней с момента уведомления правообладателей об установленном публичном сервитуте.

Лицо, в пользу которого устанавливается публичный сервитут (будущий собственник объекта инфраструктуры и т.д.), заключить с правообладателями с обременяемых участков соглашение о сервитуте. Для этого такое лицо направляет правообладателям проект соглашения.

Но при этом установлен крайнее жёсткий порядок реализации публичного сервитута при несогласии правообладателей обременяемых участков с его условиями.

Так владельцы участков вправе как обжаловать в суде решение об установлении публичного сервитута, так и заявлять возражения по отдельным пунктам проекта соглашения, включая размер платы.

Но при наличии разногласий, в том числе -судебного спора, лицо, в пользу которого установлен публичный сервитут, вправе внести плату в депозит нотариуса и приступить к выполнению работ, предусмотренных сервитутом, невзирая на несогласие владельца участка.

Такой порядок, с одной стороны, позволяет избежать задержек в строительстве важных инфраструктурных объектов. С другой – создаёт весьма серьёзные риски для собственников, существенно ограничивая эффективность судебной защиты прав.

Публичный сервитут для размещения объектов инфраструктуры, по общему правилу является платным. Причём плата вносится владельцам обременяемых участков лицом, в пользу которого установлен сервитут.

Размер такой платы определяется оценщиком, привлекаемым лицом, в пользу которого устанавливается сервитут. При несогласии владельца участка с данной оценкой вопрос разрешается в судебном порядке (в т.ч.

с назначением оценочной экспертизы).

При установлении публичного сервитута для строительства инженерных сетей и аналогичных объектов соответствующим решением местной администрации определяется, в том числе, период строительных работ, их объём. Может устанавливаться отдельный размер и порядок внесения платы в период строительства.

При этом на период строительства допускается ситуация, когда участок временно не может использоваться по назначению. В таком случае период строительства не может составлять более:

  • три месяца для участков под жилыми домами (в т.ч. объектами индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства), садовых участков и аналогичных.
  • одного года в отношении иных участков.

То есть фактически речь идёт о временном, до года, изъятии участка у собственника или арендатора.

После завершения строительных работ объём ограничений, накладываемых размещёнными объектами, должен быть таким, чтобы сохранялась возможность использования участка по назначению. То есть речь идёт о возможность использования в первую очередь подземных и надземных инженерных сетей и иных сооружений.

В случае невозможности использования участка по назначению более установленного срока собственник участка вправе требовать его выкупа, арендатор – расторжения договора аренды и возмещения убытков.

Таким образом, публичный сервитут для размещения объектов инфраструктуры, с одной стороны, должен являться достаточно эффективной мерой, направленной на своевременное строительство социально значимых объектов.

С другой – такая эффективность достигается ценой серьёзных ограничений прав собственников и арендаторов затрагиваемых строительством участков.

И возмещение связанных с этим издержек, напрямую зависит от активной позиции таких лиц.

Соответственно, им требуется профессиональное юридическое сопровождение с момента начала процедуры установления публичного сервитута.

В том числе –своевременное оспаривание либо самого факта его установления, либо конкретного размера платы, порядка проведения строительных работ.

В том числе для установления максимально высокой платы необходимо привлечение при рассмотрении спора квалифицированных независимых оценщиков.

Правовой центр ДВА М имеет как штат квалифицирован юристов в области споров о частных и публичных сервитутов, иных вопросов земельного права, так и наработанные деловые связи с оценщиками, кадастровыми инженерами, экспертами в области землеустройства и строительства.

Источник: https://www.2m.ru/uslugi/obshchie-voprosy-zemelnykh-otnoshenij/servitut/publichnyj-servitut

Лесной сервитут – право ограниченного пользования чужими лесными участками – По закону

Публичный сервитут на лесной участок

Все земли лесов находятся в собственности муниципальных и федеральных властей, но пользоваться ресурсами таких земель желают как фирмы, торгующие древесиной, так и дачники, собирающие дикорастущие плоды.

Для удовлетворения нужд граждан и организаций в ресурсах лесных территорий без права владения такими территориями существует лесной сервитут.

Федеральный закон от 18 декабря 2018 г. N 471-ФЗ

Публичный сервитут на лесной участок

Принят Государственной Думой 4 декабря 2018 года

Одобрен Советом Федерации 11 декабря 2018 года

Статья 1

Внести в Лесной кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2008, N 30, ст. 3599, 3616; 2009, N 11, ст. 1261; N 30, ст. 3735; N 52, ст. 6441; 2011, N 1, ст. 54; N 25, ст. 3530; N 30, ст. 4590; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 52, ст.

6971, 6980; 2014, N 11, ст. 1092; N 26, ст. 3377, 3386; N 30, ст. 4251; 2015, N 27, ст. 3997; N 29, ст. 4350, 4359; 2016, N 1, ст. 75; N 18, ст. 2495; N 26, ст. 3875, 3887; 2017, N 27, ст. 3940; 2018, N 1, ст. 55; N 17, ст. 2426; N 24, ст. 3415; N 30, ст. 4547; N 32, ст.

5134) следующие изменения:

1) статью 9 изложить в следующей редакции:

“Статья 9. Постоянное (бессрочное) пользование лесным участком, ограниченное пользование чужим лесным участком (сервитут, публичный сервитут), аренда лесного участка и безвозмездное пользование лесным участком

1.

Право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, право безвозмездного пользования таким лесным участком, а также право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

2. Установление и прекращение сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

3.

Установление и прекращение публичного сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации. Порядок и особенности использования лесов в случае установления публичного сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяются в соответствии с настоящим Кодексом.”;

2) в части 1 статьи 21:

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

“1) осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых;”;

б) пункт 2 признать утратившим силу;

3) в статье 24:

а) часть 1 изложить в следующей редакции:

“1. Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, изъятием или без изъятия лесных ресурсов.”;

б) в части 2 слова “публичного сервитута” заменить словами “сервитута, публичного сервитута”;

4) пункт 11 части 1 статьи 25 изложить в следующей редакции:

“11) осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых;”;

5) в части 3 статьи 32 слова “временные постройки” заменить словами “некапитальные строения, сооружения”;

6) в части 4 статьи 34 слова “временные постройки” заменить словами “некапитальные строения, сооружения”;

7) в части 4 статьи 36 слова “временными постройками” заменить словами “некапитальными строениями, сооружениями”;

8) статью 38 изложить в следующей редакции:

“Статья 38. Использование лесов для ведения сельского хозяйства

1.

Использование лесов для ведения сельского хозяйства (сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, пчеловодства, северного оленеводства, пантового оленеводства, товарной аквакультуры (товарного рыбоводства), выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности) осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.

2. На лесных участках, предоставленных для ведения сельского хозяйства, допускаются размещение ульев и пасек, возведение изгородей, навесов и других некапитальных строений, сооружений, предназначенных в том числе для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства).

3.

Граждане, юридические лица осуществляют использование лесов для ведения сельского хозяйства на основании договоров аренды лесных участков.

4. Для использования лесов гражданами в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (в том числе пчеловодства) для собственных нужд лесные участки предоставляются в безвозмездное пользование или устанавливается сервитут в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса.

5.

Правила использования лесов для ведения сельского хозяйства и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.”;

9) в части 2 статьи 39 слова “временных построек” заменить словами “некапитальных строений, сооружений”;

10) в части 2 статьи 41 слова “временных построек” заменить словами “некапитальных строений, сооружений”;

11) статью 43 изложить в следующей редакции:

“Статья 43. Использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых

1.

Использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с установлением или без установления сервитута.

2. Для использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в аренду или в отношении этого лесного участка может быть установлен сервитут в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса.

3.

Допускается использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр без предоставления лесного участка, установления сервитута, если выполнение работ в указанных целях не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений или строительство объектов капитального строительства.

4. В случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, использование лесов осуществляется на основании разрешений органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 – 84 настоящего Кодекса.

5.

В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с осуществлением геологического изучения недр, разведкой и добычей полезных ископаемых, в том числе в охранных зонах указанных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков, без установления сервитута.

6. Правила использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.”;

12) в статье 45:

а) часть 1 изложить в следующей редакции:

“1. Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.”;

б) часть 4 дополнить словами “, установления сервитута, публичного сервитута”;

в) часть 5 изложить в следующей редакции:

“5. Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.”;

13) главу 6 дополнить статьями 742 – 744 следующего содержания:

“Статья 742. Договор безвозмездного пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности

1.

По договору безвозмездного пользования лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицам, использующим леса, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Договор безвозмездного пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, может быть заключен на срок от одного года до пяти лет.

Статья 743. Заключение договора безвозмездного пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности

1.

Договор безвозмездного пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов на основании заявления заинтересованного лица.

2. Допускается заключение договора безвозмездного пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, с гражданами и юридическими лицами в случае отсутствия сведений о них в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений.

3.

Типовой договор безвозмездного пользования лесным участком, в том числе предусматривающий осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого вида использования лесов, предусмотренного частью 1 статьи 25 настоящего Кодекса.

Статья 744. Изменение и расторжение договора безвозмездного пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности

Изменение и расторжение договора безвозмездного пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в порядке, установленном гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации.”;

14) в статье 81:

а) дополнить пунктом 71 следующего содержания:

“71) установление правил использования лесов для ведения сельского хозяйства и перечня случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута;”;

б) пункт 11 изложить в следующей редакции:

“11) установление правил использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых и перечня случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута;”;

в) пункт 12 изложить в следующей редакции:

“12) установление правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и перечня случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута;”;

г) дополнить пунктом 291 следующего содержания:

“291) утверждение типового договора безвозмездного пользования лесным участком;”;

15) пункт 4 части 1 статьи 83 после слова “сервитутов” дополнить словами “, публичных сервитутов”.

Статья 2

В пункте 3 статьи 391 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2014, N 26, ст. 3377; 2015, N 27, ст. 3997) слова “с арендой” заменить словами “с предоставлением в аренду, безвозмездное пользование”.

Статья 3

Статью 102 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5279; 2009, N 11, ст. 1261) признать утратившей силу.

Статья 4

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2019 года.

Президент Российской Федерации В. Путин

Источник: https://rg.ru/2018/12/20/471-fz-dok.html

Советы юриста
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: