Обоснование нмцк по минимальной цене

Содержание
  1. Метод сопоставимых рыночных цен: 5 основных ошибок
  2. Обоснование НМЦк должно быть в плане-графике 2019 года
  3. 5 основных нарушений при применении метода анализа рынка
  4. 1. Нельзя считать «по средней» при закупках у единственного поставщика
  5. 2. Нельзя основываться только на коммерческих предложениях
  6. 3. Коммерческие предложения должны быть получены на сопоставимый объем
  7. 4. В коммерческом предложении не указан срок его действия
  8. 5. Коммерческие предложения не могут взяться из ниоткуда
  9. Расчет НМЦК в Excel начальной максимальной цены контракта
  10. Метод сопоставимых рыночных цен
  11. Нормативный метод
  12. Тарифный метод
  13. Расчет НМЦК по 44-ФЗ методом сопоставимых рыночных цен + пример
  14. Приоритетный метод расчета: на чем основан
  15. Источники ценовой информации – откуда их получить
  16. Алгоритм и пример расчета НМЦК
  17. Начальная минимальная цена контракта по ст. 22 44-ФЗ
  18. Регламентация определения НМКЦ
  19. На что опираться при определении
  20. Методы обоснования по 44-ФЗ
  21. Инструкция по подготовке обоснования
  22. Размещение в ЕИС
  23. Онлайн калькулятор НАИЗ
  24. Обоснование нмцк и начальной цены единицы продукции
  25. В каком порядке обосновать НМЦК или НЦЕ
  26. Первый этап. Определите потребность в товаре, работе или услуге. Потребность должна отвечать целям закупки согласно статье 13 Закона № 44-ФЗ
  27. Десятый этап. Внесите сведения в план-график. Если проведете закупку, которой нет в плане-графике, должностное лицо заплатит штраф 30 000 руб. Об этом сказано в части 12 статьи 21 Закона № 44-ФЗ, части 1.6 статьи 7.30 КоАП
  28. В каких документах обосновать НМЦК или НЦЕ
  29. При обосновании закупок используйте сведения, которые получили на перечисленных выше этапах
  30. Как обосновать НМЦК и НЦЕ в документации
  31. Для обоснования можете использовать форму, которую Минэкономразвития утвердило приказом от 02.10.2013 № 567.
  32. Обоснование нормативного метода
  33. Обоснование тарифного метода
  34. Обоснование проектно-сметного метода
  35. Обоснование затратного метода
  36. Обоснование НМЦК при закупке лекарств
  37. Внимание: до 1 октября 2019 года закупать лекарства по цене за единицу нельзя. Обязательно рассчитывайте НМЦК. Об этом сказано в части 8 статьи 2 Закона № 71-ФЗ
  38. Расчет НМЦК выглядит так.
  39. Заказчик обосновывает цену единицы товара, работы или услуги, когда невозможно определить объем продукции. Перечня таких случаев в Законе № 44-ФЗ нет
  40. Пример: обоснование начальной цены единицы услуги
  41. Так, Минфин объяснил право заказчика при расчете НМЦК выбрать не среднюю цену, а минимальную из предложенных.
  42. Есть противоположная административная практика – заказчик обязан применять Методические рекомендации.
  43. Позиция судов тоже неоднозначна.

Метод сопоставимых рыночных цен: 5 основных ошибок

Обоснование нмцк по минимальной цене

В данной статье мы поговорим о нарушениях, выявляемых органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля при проведении проверок обоснованности НМЦк, включаемой в план-график.

Если быть точнее, то речь пойдет об обоснованности НМЦк, рассчитанной методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Данный метод расчета является основным, поэтому к нему приковано самое пристальное внимание.

 

Обоснование НМЦк должно быть в плане-графике 2019 года

До 1 января 2020 года расчет и обоснование НМЦк должны быть включены непосредственно в план-график, например, путем прикрепления к нему отдельного документа (файла), содержащего такое обоснование.  Это обусловлено ч. 3 ст. 18 Закона № 44-ФЗ. Несмотря на то, что ч. 3 ст.

18 Закона № 44-ФЗ утратит свою силу с 1 октября 2019 года, обоснование НМЦк к плану-графику на 2019 год должно составляться до конца 2019 года. Согласно ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 01.05.

2019 № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» планирование закупок на 2019 год осуществляется по правилам, действовавшим до дня вступления в силу данного федерального закона.

Отсутствие расчета и обоснования непосредственно в плане-графике закупки на 2019 год образует административный состав, ответственность по которому предусмотрена ч. 1 ст. 7.29.3. КоАП РФ в виде административного штрафа в размере от 20 000 до 50 000 рублей.

5 основных нарушений при применении метода анализа рынка

Известно, что при обосновании НМЦк методом сопоставимых рыночных цен заказчики руководствуются методическими рекомендациями, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567. Однако, это именно рекомендации и их полное соблюдение заказчиком может влечь за собой нарушения в обосновании НМЦк с точки зрения проверяющих органов.

1. Нельзя считать «по средней» при закупках у единственного поставщика

До 1 января 2020 заказчики обязаны обосновывать цены контрактов по всем закупкам у единственного поставщика, включаемым в план-график, за исключением закупок по п.п. 4, 5, 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

В отдельных случаях заказчики вынуждены обосновывать также цены договоров, заключаемых по п. 4 и п. 5 ч. 1 ст.

93 Закона № 44-ФЗ, но это обусловлено уже не требованиями Закона № 44-ФЗ, а практикой, сложившейся в конкретном субъекте РФ или муниципальном образовании.

Если заказчик методом сопоставимых рыночных цен обосновывает цену договора, заключаемого с единственным поставщиком, то нет никаких оснований применять среднеарифметическую цену. Заказчик обязан взять в качестве цены договора наименьшую из имеющихся у него цен. В противном случае, цена заключенного контракта будет считаться завышенной.

2. Нельзя основываться только на коммерческих предложениях

Это, пожалуй, одно из самых распространённых нарушений. Все прекрасно понимают, что коммерческие предложения «рисуются» нужным поставщиком для обоснования «нужной» ему цены.

Именно поэтому проверяющие все чаще начинают считать, что если заказчик в расчете НМЦк использовал только коммерческие предложения, то цена является необоснованной. Рекомендуется при расчете НМЦк помимо коммерческих предложений использовать также иные источники информации.

Наиболее достоверным источником информации для проверяющих является, конечно, реестр контрактов. Из него четко видно по каким именно ценам исполнялись контракты на поставку необходимой заказчику продукции.

3. Коммерческие предложения должны быть получены на сопоставимый объем

Довольно часто в предоставленных заказчику коммерческих предложениях содержится только цена за единицу продукции (например, за 1 кг, 1 шт., 1 упаковку и т. д.).

Вместе с тем, объем поставки, в отношении которого осуществляется обоснование НМЦк значительно больше (например, 1 тонна, 1000 шт., 1000 упаковок и т.д.).

В данном случае проверяющие справедливо полагают, что коммерческие предложения должны содержать цену на лот в целом, внутри которой уже может содержаться информация о цене за единицу.

Если в коммерческом предложении содержится информация только о цене за единицу, то такое коммерческое предложение не учитывает возможность предоставления скидок за больший объем поставки.

Поэтому расчет НМЦк произведенной путем умножения цены за единицу, содержащуюся в коммерческом предложении, на требуемый заказчику объем, не объективен и не свидетельствует об обоснованности установленной цены.

4. В коммерческом предложении не указан срок его действия

Это также наиболее часто выявляемое нарушение. Если в коммерческом предложении не указан срок его действия, заказчик не может подтвердить актуальность используемой цены на момент расчета НМЦк

5. Коммерческие предложения не могут взяться из ниоткуда

Заказчик предоставляет контроллеру коммерческие предложения, но не может объяснить источник их происхождения. Заказчиком не направлялись кому-либо официальные запросы на предоставление указанных коммерческих предложений, при этом сами коммерческие предложения имеются. Понятно, что в указанном случае НМЦк также является необоснованной.

Остались вопросы?Получите ответы на них прямо сейчас в закрытой группе WhatsApp!

Удачных закупок!

Источник: https://44fz.ru/article/metod-sopostavimyh-rynochnyh-cen/

Расчет НМЦК в Excel начальной максимальной цены контракта

Обоснование нмцк по минимальной цене

Для унификации подхода к формированию НМЦК (начальной (максимальной) цены контракта, подписываемого с единственным поставщиком) при выполнении закупок в соответствии с ФЗ №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» разработаны методические рекомендации с методами и формулами расчета. А для участия в государственных торгах нужно составлять обоснование НМЦК. Расчет можно произвести в Excel.

Исчисление и обоснование начальной (максимальной) цены контракта зависит от методов, определенных в Законе:

  • метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка);
  • нормативный;
  • тарифный;
  • проектно-сметный;
  • затратный.

Предпочтение отдается методу сопоставимых рыночных цен. Получить ценовую информацию об одинаковых (идентичных) товарах, работах и услугах можно из следующих источников:

  • официальных публикаций государственных и муниципальных органов, международных организаций;
  • сайта госзакупок;
  • сведений информационно-ценовых агентств;
  • статистических отчетов;
  • общедоступной рекламы в СМИ, Интернете.

При расчете начальной цены контракта используются коэффициенты, которые учитывают:

  • объем товара, работ, услуг;
  • срок определения НМЦК, исполнения договора;
  • место поставки;
  • изменение номенклатуры и т.д.

Расчетные данные и обоснование НМЦК оформляются документально и подписываются работником контрактной службы.

Выбор конкретного способа зависит от ситуации, исходных данных и других факторов.

Метод сопоставимых рыночных цен

НМЦК рассчитывается на основе информации о рыночных ценах на идентичные или однородные работы, товары или услуги. Собрать необходимые сведения законодатель предлагает следующими способами:

  • отправить запросы не менее чем пяти поставщикам изучаемого товара;
  • опубликовать запрос в ЕИС;
  • найти данные в реестрах контрактов заказчиков;
  • получить информацию из общедоступных источников.

Источники информации должны вызывать доверие и подтверждаться соответствующими расчетами.

Используемая формула:

, где

  • v – объем товара;
  • n – число значений в расчете;
  • i – номер источника ценовой информации;
  • цi– цена товара с номером i.

Рассмотрим пример расчета НМЦК в Excel.

На первом этапе собранные сведения заносятся в таблицу:

Запросы отправлены 5 поставщикам. Получен ответ от трех. Для получения объективной картины нужно не менее 3 цен от разных поставщиков. Это условие выполнено.

Далее нужно проверить однородность совокупности значений выявленных цен, которые применяются при расчете. Рассчитаем коэффициент вариации.

Как рассчитывается среднее квадратичное отклонение, показано на рисунке. Среднюю арифметическую цену считаем с помощью функции СРЗНАЧ (=СРЗНАЧ(E3:G3)). Для расчета коэффициента вариации среднее квадратичное отклонение делим на среднюю арифметическую цену: =I3/H3*100. Показатель не должен превышать 33%. Это условие соблюдено.

Теперь рассчитываем начальную цену контракта. Формула для расчета НМЦК в Excel:

Нормативный метод

Методика применяется в случаях, определенных законодательством (ст.19 ФЗ №44). Законодатель подразумевает использование предельных цен на товар, работу, услугу. В качестве источника информации применяется государственный реестр предельных отпускных цен.

Формула:

, где

  • v – объем товара;
  • цпред – предельная цена единицы товара.

Расчет НМЦК по 44-ФЗ в Excel:

Эта методика может использоваться совместно с методом сопоставимых рыночных цен.

Тарифный метод

Используется, когда цены на товары регламентируются на государственном или местном уровне. Источник информации – сведения о тарифах, размещенные на официальный сайтах или в печатных изданиях государственных организаций.

Формула:

, где

  • v – объем товаров;
  • цтариф – установленная на федеральном или муниципальном уровне цена.

Пример расчета в Excel:

В области строительства применяется проектно-сметный метод. НМЦК формируется на основе проектно-сметной документации, составленной согласно требованиям законодательства.

Когда применить ту или иную методику невозможно, используется затратный метод. Подсчитываются все затраты. Результат сравнивается с показателем прибыли, характерным для данной сферы.

Источник: https://exceltable.com/otchety/raschet-nmtsk-v-excel

Расчет НМЦК по 44-ФЗ методом сопоставимых рыночных цен + пример

Обоснование нмцк по минимальной цене

Для проведения любой закупки, даже самой небольшой, заказчик обязан обосновать ее цену.

При подготовке конкурентных процедур рассчитывается так называемая начальная (максимальная) цена будущего контракта (НМЦК) — та сумма, которую заказчик готов заплатить за необходимые ему товар/работу/услугу, исходя из своих финансовых (бюджетных) возможностей, коньюнктуры и возможностей рынка, ряда других факторов, и от которой зачастую зависит выбор способа закупки (конкурентная/неконкурентная, котировка, аукцион и проч.) и необходимый для ее осуществления срок.

Величина НМЦК определяется еще на этапе планирования, вносится в план-график закупок, и позднее может корректироваться как в сторону уменьшения, так и увеличения. Непосредственно при подготовке извещения начальная цена уточняется, и вместе с обоснованием, публикуется в составе документации о закупке в единой информационной системе (ЕИС).

В самом общем смысле НМЦК показывает потенциальному участнику торгов, выше какой суммы контракт заключен быть не может ни при каких обстоятельствах.

Приоритетный метод расчета: на чем основан

Регулирование вопросов, связанных с начальной ценой контракта осуществляется статьей 22 ФЗ-44 и Приказом Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 № 567, утвердившим «Методические рекомендации по применению методов определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком».

И Закон о контрактной системе (ч. 1 ст. 22), и Методические рекомендации устанавливают право заказчика рассчитать и обосновать НМЦК одним из нескольких способов (методов): анализа рынка, нормативным, тарифным, проектно-сметным или затратным.

Также возможно сочетать несколько указанных методов при расчете цены закупки.

Тарифный метод применяют, когда установлены нормативы на ТРУ, или в случае регулируемых рыночных цен, проектно-сметным методом пользуются чаще всего при закупке строительных и ремонтных работ. 

Однако, приоритетным методом обоснования НМЦК назван именно метод анализа рынка, или, по-другому — метод сопоставимых рыночных цен. Суть расчета с помощью такого метода состоит в анализе рыночных цен на товары, работы или услуги (ТРУ), которые планируются к закупке, а если точно таких нет по какой-либо причине, то — цен на однородные товары.

Важно помнить, что части 13-14 ст. 22 ФЗ -44 трактуют идентичность ТРУ как имеющих одинаковые характерные (главные) признаки, а однородность — как имеющих сходные признаки, позволяющие ТРУ быть коммерчески и функционально взаимозаменяемыми. 

В случае закупки работ и услуг принимаются во внимание также их вид, объем, уникальность и качество.

На самом деле, приоритетность анализа рынка объясняется достаточно просто: потребности большинства заказчиков хотя и разнообразны, но для их удовлетворения существует достаточно участников рынка (продавцов, изготовителей, исполнителей), и в ценовых предложениях, как правило, нет недостатка. Если же закупается уникальный, редкий товар, или товар, который должен быть создан специально для конкретного заказчика (под его нужды), обосновать НМЦК можно с применением другого метода.

Источники ценовой информации – откуда их получить

Для корректного расчета НМЦК путем сопоставления рыночных цен заказчик должен прежде всего сравнивать цены на закупаемые ТРУ, но при этом учитывать ряд дополнительных факторов:

  • Сопоставимыми должны быть также коммерческие и финансовые условия закупки (сроки, объемы, периоды поставки и т. д);
  • Для приведения к сопоставимому виду можно пользоваться поправочными коэффициентами, индексами пересчета цен (ИПЦ);
  • При отсутствии или недостатке цен, полученных из общедоступных источников, заказчик может разместить запрос ценовой информации в ЕИС.

Необходимо отметить, что к общедоступным закон относит большое количество источников ценовой информации:

  • Цены на ТРУ по исполненным без штрафных санкций (то есть надлежащим образом) контрактам, сведения о которых содержит единый реестр госконтрактов в ЕИС;
  • Рекламные, каталожные цены, прайс-листы компаний, рассчитанные на неопределенный круг лиц;
  • Биржевые котировки, котировки на электронных площадках;
  • Данные госстатистики (сайты Росстата и региональных его отделений);
  • Официальная информация о ценах на ТРУ, установленных уполномоченными органами;
  • Данные рыночной оценки объектов;
  • Информация ценовых агентств, проведенные по заданию заказчика изучения и расчеты (с указанием методологии расчетов), иные источники информации.

Важно: ст. 22 ФЗ-44 устанавливает, что в отношении закупки отдельных видов ТРУ могут устанавливаться специальные правила формирования НМЦК (как федерального уровня, так и в субъектах РФ). 

Алгоритм и пример расчета НМЦК

Чаще всего заказчики рассчитывают НМЦК на основе коммерческих предложений, полученных в ответ на свои запросы от потенциальных поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Методические рекомендации (Приказ МЭР России № 567) устанавливают, что для обоснования цены, заказчик направляет не менее 5 запросов, а при расчете использует не менее 3-х полученных коммерческих предложений (КП), соответствующих его   требованиям.

Впрочем, Методические рекомендации не имеют силы закона, а только рекомендованы к применению, и заказчик может действовать в соответствии с внутренними положениями о закупках.

К расчету НМЦК, однако, можно применять не все цены из КП, а только те из них, которые являются сопоставимыми (разброс между предлагаемыми ценами не должен быть существенным). Для определения сопоставимости цен рассчитывают их коэффициент вариации (формулы содержатся в Методических рекомендациях):

Если коэффициент вариации превысит 33%, используемые цены не являются однородными, и заказчик должен использовать другую ценовую информацию, или получить дополнительные предложения цен.

Если же цены однородны, можно рассчитать НМЦК по формуле:

На самом деле расчет коэффициента вариации и НМЦК не является сложным и на практике выполняется достаточно просто.

К примеру:

Заказчику необходимо закупить 50 офисных стульев. На свои запросы он получил от поставщиков 4 коммерческих предложения с ценами в 1000, 1010, 1100, и 1800 руб. за единицу товара (стул).

При расчете коэффициента вариации, установлено, что предложение одного из поставщиков не является однородным с другими предложениями, поскольку его коэффициент превышает 33%.

Оставшиеся ценовые предложения могут быть использованы в расчете (их коэффициент вариации равен 5, 31%), а НМЦК составит 51 833,33 руб.

Расчет НМЦК можно производить как самостоятельно, так и с помощью специальных онлайн-сервисов или программ. Результат расчета заказчик оформляет в виде отчета и включает в состав документации о закупке. При этом информация о поставщиках, предоставивших предложения, не подлежит публикации в ЕИС.

Источник: https://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/154-raschet-nmsk-metodom-sopostavimykh-rynochnykh-tsen

Начальная минимальная цена контракта по ст. 22 44-ФЗ

Обоснование нмцк по минимальной цене

Обычно на аукционах торги начинаются с установленной минимальной цены на продаваемый товар. При госзакупках наблюдается обратный процесс, когда в их начале заявляется цена по максимуму.

Это объясняется тем, что в ходе закупочного процесса в конкурентное состязание вступают не покупатели, а продавцы (поставщики, подрядчики, исполнители) закупочных объектов и где в роли единственного покупателя выступает государство. И ему невыгодно, чтобы партнёры по закупке заламывали неподъёмные цены.

Поэтому перед госзакупками на каждый заказываемый вид объектов закупки устанавливается потолок, выше которого поднимать их стоимость непозволительно. НМЦК фиксируется в извещениях о предстоящем проведении закупок, их документации, в первую очередь в плане-графике, приглашениях для участия в закрытых закупках.

Если потенциальный участник закупки решит предложить цену, превышающую установленную, то его заявка попросту не будет рассмотрена.

При этом НМЦК, будучи ценовым потолком будущей закупки, берётся вовсе не с этого потолка. Её размеры базируются на положениях ст. 22 44-ФЗ, а также на Приказе Минэкономразвития России № 567.

Правда, данные положения, помогая определять НМЦК, тем не менее вовсе не обязательны для применения заказчиком. Субъекты федерации вправе разрабатывать собственные рекомендации. Но при этом внутренние контролирующие органы государственного или муниципального уровня осуществляют постоянный контроль за корректным определением и обоснованием НМЦК.

Это свидетельствует о важности данного процесса, в котором должен соблюдаться необходимый и зачастую непростой баланс между необходимостью эффективно расходовать бюджетные средства и, с другой стороны, учитывать интересы участников закупки.

При этом могут создаться следующие ситуации:

  1. При занижении заказчиком НМЦК в госзакупках у поставщиков может исчезнуть стимул к участию в закупке, что грозит её непроведением. В подобной ситуации заказчику грозит опасность заключения контракта с недобросовестными партнёрами, которые, согласившись на низкую цену, в ответ поставят некачественный закупочный объект. Установление заказчиком заниженной стоимости чаще всего происходит при использовании цен, уже утративших на момент закупки свою актуальность, или без коррекции на возможную инфляцию.
  2. При завышении НМЦК наблюдается неэффективное использование средств бюджета. Иногда высокая цена привлекает большое число участников закупки, в результате чего их конкурентная борьба в процессе торгов сбивает цену до оптимальной. Однако чаще происходит процесс имитации бурных торгов, которая позволяет снизить цену всего лишь не более чем на 1%.
  3. При точном соответствии заявленной НМЦК рыночной закупка получается взаимовыгодной для участвующих в ней сторон, в результате чего средства бюджета тратятся рационально при надлежащем качестве получаемых взамен объектов закупки. Для участников закупки их выгода выражается в активном участии в торгах.

При определении НМЦК заказчик призван базироваться на принципах:

  • недопущения дискриминации партнёров по закупкам;
  • неограничения конкуренции;
  • эффективного и целевого расходования средств бюджета;
  • уменьшения издержек на заказываемые услуги.

На практике это выливается в применение методик определения и обоснования НМЦК, базирующихся на положениях ч.1 ст. 22 44-ФЗ. Для обоснования данной величины используется расчёт цены, легитимизированный посредством приложения к нему соответствующей информации и документов, которые стали основанием для его выполнения.

Примерная форма обоснования НМЦКОбразец-шаблон обоснования НМЦК

Регламентация определения НМКЦ

Определение НМКЦ регламентируется № 44-ФЗ и Методическими рекомендациями Минэкономразвития РФ, которые предлагают механизм его наиболее точной формулировки. Однако в некоторых закупочных сферах имеются свои особенности, которые приходится учитывать при составлении определений.

Закон № 44-ФЗ предусматривает право правительства определять сферы закупочной деятельности, в которых применяется специальный порядок определения начальной цены единицы, а также называть федеральные органы исполнительной власти и госкорпорации, его устанавливающие.

Так, проведение закупок, которые включаются в состав государственного оборонного заказа, регламентируются ФЗ № 275-ФЗ. В его ст.

7 очерчивается круг основных обязанностей заказчика, в которые входит и требование формирования им начальной (максимальной) цены государственного контракта посредством конкурентных способов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

От заказчика также требуется формировать цену госконтракта при размещении гособоронзаказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) на основании законодательства РФ.

В Постановлении правительства РФ № 847-ФЗ на Минздрав в роли заказчика возлагается обязанность определения методики расчёта НМЦК при закупке изделий медицинского назначения, особенно лекарств. При этом заказчик, кроме НМКЦ, должен ещё и назначать начальную референтную цену за единицу товара, работы, услуги, что выделяется в отдельное понятие закупочной деятельности.

В случае если заявленный закупочный конкурс не состоялся, повторный конкурс предполагает существенное увеличение начальной цены.

На что опираться при определении

Чтобы определить НМЦК, обычно прибегают к общедоступной информации о стоимости товаров, работ, услуг, которая содержится в:

  • выполненных контрактах, свободных от неустоек, штрафов или пени;
  • рекламной продукции, каталогах, проспектах, описаниях товаров и в других аналогичных информационных источниках, обозначаемых гражданским законодательством как публичные оферты;
  • свежих котировках российских и иностранных бирж;
  • актуальных котировках на электронных площадках;
  • государственной статистической отчётности о стоимости товаров, работ, услуг;
  • официальных информационных источниках государственных и муниципальных органов РФ, иностранных информационных источниках государств и международных организаций;
  • сведениях о рыночной цене оценочных объектов, определяемых на законодательной базе РФ или иностранных государств;
  • итогах изучения рынка на основе сведений информационно-ценовых агентств, а также проведённых по инициативе заказчика исследований, в том числе и на основании контракта, если при этом будет раскрыта методология ценового расчёта.

К информации, которую не следует применять для расчёта НМЦК, принадлежат сведения:

  • добытые из анонимных источников;
  • полученные от занесённых в списки недобросовестных партнёров;
  • присутствующие в полученных заказчиком по его запросам документах, которые не соответствуют установленным им критериям;
  • лишённые расчёта стоимости товаров, работ, услуг.

При этом приоритет в формировании полного списка источников информации, применяемой при установлении НМЦК, принадлежит правительству РФ.

Методы обоснования по 44-ФЗ

Закон № 44-ФЗ чётко устанавливает, что НМЦК определяется и обосновывается заказчиком с помощью использования конкретной методологии, применяющей следующие инструменты:

  • метод сопоставимых рыночных цен анализа рынка применяется при закупках товаров, работ, услуг и базируется на изучении их актуального ценового уровня на рынке;
  • нормативный метод применяется для расчета НМЦК на основе правил, установленных ст.19 ФЗ №44, при условии, что установленная заказчиком НМЦК не может превышать предельных значений, указанных на соответствующих сайтах в интернетовской сети;
  • тарифный метод, применяемый лишь в отдельных конкретных случаях на основе официальных документов в виде законов, распоряжений, постановлений, которые регламентируют величину определённых тарифов;
  • проектно-сметный метод, часто применяемый на практике при закупках, проходящих по сметам капремонта, текущего ремонта, работ, направленных на сохранение культурного наследия, и требующих наличия утверждённой проектно-сметной документации;
  • затратный метод ценообразования, который применяется редко и в случаях, если ни один другой из перечисленных выше методов не работает.

Наиболее востребованным среди перечисленных методов является рыночный анализ, который позволяет наиболее точно определить актуальные рыночные цены и применить их для определения НМЦК.

При отсутствии возможности применения обозначенных в ч. 1 ст. 22 закона № 44-ФЗ методов правомерно использование других. Но одновременно заказчик в обоснование НМЦК обязан внести квалифицированное объяснение невозможности использования указанных выше методов.

Независимо от того, какой метод использует заказчик, от него неукоснительно требуется проведение прозрачных расчётов, основанных на официальной документации и действующих нормативных актах.

Чтобы обосновать НМЦК, заказчик должен собрать сведения о стоимости идентичных товаров, работ, услуг, предлагаемых несколькими поставщиками (подрядчиками, исполнителями).

Под идентичными товарами, работами и услугами подразумеваются те из них, которые обладают одинаковыми характеристиками. Незначительные расхождения во внешнем виде товаров могут при этом не учитываться. Установление идентичности работ и услуг сопрягается с деловой репутацией подрядчика или исполнителя на рынке.

Если заказчик не может собрать сведения об идентичных объектах закупки, у него есть возможность получить информацию об однородных объектах, которые квалифицируются в ч. 14-15 ст. 22 44-ФЗ.

Согласно им, однородные товары лишены идентичности, однако располагают сходными характеристиками и компонентами, позволяющими им выполнять одинаковые функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.

А под однородными работами и услугами понимаются такие их виды, которые, не будучи идентичными, располагают похожими характеристиками, позволяющими им заменять друг друга в функциональном или коммерческом плане.

Инструкция по подготовке обоснования

Пошаговый алгоритм действий во время подготовки обоснования НМЦК выглядит следующим образом:

  1. Определение потребности в товаре, работе, услуге в соответствии с целями проведения закупок.
  2. Установление списка требований к планируемым закупочным объектам и условиям их поставки.
  3. Проведение анализа рынка на основе доступных информативных источников.
  4. Создание описания закупочного объекта, отвечающего требованиям ст. 33 44-ФЗ.
  5. Проверка присутствия у планируемых объектов закупки сопутствующих им нормативных правовых актов федеральных исполнительных органов, правительственных актов, правовых актов, нормирующих сферу закупок на основе ст. 19 44-ФЗ.
  6. Выбор одного или нескольких методов определения начальной закупочной цены в соответствии со ст. 22 44-ФЗ.
  7. Формирование обоснования НМЦК на основе требований, изложенных в п. 2.1 Методических рекомендаций.

Размещение в ЕИС

При размещении сведений о НМЦК в единой информационной системе (ЕИС) на её официальном сайте необходимо указывать способ закупки, величину НМЦ и время, остающееся до окончания подачи заявок на участие в закупочных действиях.

Название закупки НМЦК Срок размещения на сайте ЕИС
Открытый электронный конкурс Любой размер Минимум за 15 рабочих дней
Электронный аукцион Свыше 3 млн. руб.3 млн. руб и нижеБолее 250 тыс. руб. Минимум за 15 календарных днейМинимум за 7 календарных днейМинимум за 7 календарных дней
Запрос котировок биржи на бумажном носителе Не свыше 250 тыс. руб. Минимум за 4 рабочих дня
Запрос биржевых котировок в электронной форме Любой размер Минимум за 5 рабочих дней
Запрос предложений в электронной форме Любой размер Минимум за 5 рабочих дней до проведения запроса

Онлайн калькулятор НАИЗ

Национальная ассоциация институтов закупок (НАИЗ) разработала работающий в интернете онлайн-калькулятор НМЦК. Пользоваться им достаточно просто, причём в бесплатном режиме.

Онлайн-калькулятор расчета НМЦК от НАИЗ

Расчет НМЦК онлайн основан на методе сопоставления актуальных рыночных цен. Этот сервис даёт возможность рассчитать вариативный коэффициент и среднее квадратичное отклонение от них.

Чтобы воспользоваться калькулятором, необходимо заполнить его форму, указав:

  • название закупочного объекта;
  • его наименование, зафиксированное в ОКПД 2/КТРУ;
  • участников закупки;
  • единицу измерения;
  • количество объектов;
  • среднюю цену;
  • НМЦК.

Поля для заполнения в полной бесплатной версии калькулятора НМЦК от НАИЗ

При правильном заполнении формы калькулятор быстро выдаст итоговое значение.

Специалистам, занимающимся закупочной деятельностью с применением НМЦК, расшифровка этой аббревиатуры не нужна. Без регламентированного законом определения начальной (максимальной) цены контракта не может пройти ни одна госзакупка. И корректное определение этого показателя напрямую влияет на её успех.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://tendr.guru/44-fz/nmck-cenovoj-potolok-kontrakta

Обоснование нмцк и начальной цены единицы продукции

Обоснование нмцк по минимальной цене
ЗАКАЗАТЬ ПОДГОТОВКУ ЗАЯВКИСведения о характеристиках товаров

Рассчитайте и обоснуйте НМЦК или начальную цену единицы продукции методами, которые перечислены в статье 22 Закона № 44-ФЗ. В обосновании напишите причину, по которой выбрали тот или иной метод, опишите расчет, укажите источники информации о ценах. Начальную цену единицы обосновывайте, только если объем продукции неизвестен.

В каком порядке обосновать НМЦК или НЦЕ

Начинайте формировать обоснование НМЦК или начальной цены единицы продукции (далее – НЦЕ) с начала планирования закупки. В процесс обоснования входят этапы:

Далее читайте подробнее о каждом этапе.

Первый этап. Определите потребность в товаре, работе или услуге. Потребность должна отвечать целям закупки согласно статье 13 Закона № 44-ФЗ

Второй этап. Установите требования к товарам, работам услугам, которые планируете купить, а также к условиям поставки, выполнения работ, оказания услуг.

Третий этап. Внесите сведения в план закупок. Планы закупок отменят с 1 октября, но на 2019 год заказчики планируют закупки по старым правилам.

Четвертый этап. Исследуйте рынок. Для этого изучите общедоступные источники информации и найдите продукцию, которая отвечает требованиям.

Пятый этап. Опишите объект закупки согласно требованиям статей 23 и 33 Закона № 44-ФЗ. Описать объект закупки помогут рекомендации «Как работать в каталоге товаров, работ и услуг», «Как описать объект закупки по 44-ФЗ».

Шестой этап. Проверьте, есть ли для продукции особые правила расчета НМЦК, НЦЕ:

Седьмой этап. Выберите метод расчета НМЦК, НЦЕ или несколько методов согласно статье 22 Закона № 44-ФЗ.

Восьмой этап. Рассчитайте НМЦК, НЦЕ методом или несколькими методами, которые выбрали.

Девятый этап. Обоснуйте НМЦК или НЦЕ. Подробнее о том, в каких документах и как обосновать НМЦК и НЦЕ, читайте ниже.

Десятый этап. Внесите сведения в план-график. Если проведете закупку, которой нет в плане-графике, должностное лицо заплатит штраф 30 000 руб. Об этом сказано в части 12 статьи 21 Закона № 44-ФЗ, части 1.6 статьи 7.30 КоАП

Одиннадцатый этап. Перед закупкой уточните расчет НМЦК и обоснование. При необходимости скорректируйте суммы. Например, на размер инфляции или при увеличении налогов.

Двенадцатый этап. Уточненные сведения о цене внесите в извещение и документацию.

Такой порядок описан в пункте 2.2 Методических рекомендаций, которые Минэкономразвития утвердило приказом от 02.10.2013 № 567.

В каких документах обосновать НМЦК или НЦЕ

НМЦК или начальную цену единицы продукции обосновывают в плане-графике и в закупочной документации. Кроме того, закупку обосновывают в плане: указывают цель закупки, отвечает ли она требованиям нормирования. Например, если товар входит в ведомственный перечень, то максимальная цена не должна превышать цену в перечне.

Внимание: с 1 октября 2019 года обосновывать закупки в плане и плане-графике не нужно. Но до 30 сентября включительно обосновать закупку – обязанность заказчика. Если не включите в план или план-график обоснование, ответственный сотрудник заплатит штраф 10 000 руб. Вывод следует из пункта 6 статьи 1 Закона и части 2 статьи 7.29.3 КоАП.

При обосновании закупок используйте сведения, которые получили на перечисленных выше этапах

Этап/документПланПлан-графикДокументация
Определите потребность в продукции+
Установите требования к продукции+
Исследуйте рынок++
++
Проверьте, есть ли особые правила+++
Выберите метод расчета++
++
Обоснуйте НМЦК, НЦЕ++

На необходимость обосновать закупку в плане и плане-графике указано в пункте 6 части 2 статьи 17, пункте 2 части 3 статьи 21 Закона № 44-ФЗ. Подробнее смотрите в рекомендации «Как обосновать закупки в планах».

Далее читайте, как обосновать НМЦК и НЦЕ в документации.

Как обосновать НМЦК и НЦЕ в документации

О необходимости обосновать НМЦК и НЦЕ в документации или в извещении сказано в положениях Закона № 44-ФЗ.

Конкурентная закупкаОснование по 44-ФЗ
Пункт 1 части 1 статьи 64
ЗакрытыйПункт 1 части 1 статьи 87
Пункт 1 части 1 статьи 54.3
БумажныйПункт 1 части 1 статьи 50
ЗакрытыйПункт 1 части 1 статьи 50, часть 2 статьи 85
Конкурс с ограниченным участием
ЭлектронныйПункт 1 части 1 статьи 54.3, часть 4 статьи 56.1
БумажныйПункт 1 части 1 статьи 50, часть 3 статьи 56
ЗакрытыйПункт 1 части 1 статьи 50, часть 3 статьи 56, часть 11 статьи 85
ЭлектронныйПункт 1 части 1 статьи 54.3, часть 3 статьи 57.1
БумажныйПункт 1 части 1 статьи 50, часть 3 статьи 57
ЗакрытыйПункт 1 части 1 статьи 50, часть 3 статьи 57, часть 15 статьи 85
ЭлектронныйПункт 2 части 2 статьи 82.2
БумажныйПункт 1 части 1 статьи 73
ЭлектронныйПункт 2 части 6 статьи 83.1
БумажныйПункт 2 части 6 статьи 83

Бумажные закупки заказчик вправе проводить только в исключительных случаях.

Обоснование цены необходимо включить в контракт с единственным поставщиком. Правило действует для закупок по пунктам 3, 6, 9–14, 17, 18, 22, 23, 30–32, 34, 35, 37–41, 46, 49 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Об этом сказано в части 4 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Для обоснования можете использовать форму, которую Минэкономразвития утвердило приказом от 02.10.2013 № 567.

Форма рекомендованная, поэтому применяйте ее на свое усмотрение.

Напишите предмет контракта: поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг. Например, поставка бумаги для офиса.

Далее заполните таблицу, которая состоит из полей:

В поле «Основные характеристики объекта закупки» напишите наиболее значимые характеристики. Включать описание объекта закупки полностью не нужно, так как это обоснование цены, а не техническое задание.

В поле «Используемый метод определения НМЦК или НЦЕ с обоснованием» укажите метод, которым рассчитали НМЦК или начальную цену единицы продукции. Если использовали несколько методов, перечислите все. Обоснуйте, почему выбрали тот или иной метод. Например, метод анализа рынка – приоритетный, согласно части 6 статьи 22 Закона № 44-ФЗ.

Нормативный метод используют, если продукцию включили в ведомственный перечень (ч. 7 ст. 22 Закона № 44-ФЗ).

Обоснование нормативного метода

Расчет НМЦК или НЦЕ тарифным методом используют, если цену на продукцию регулирует государство или муниципалитет (ч. 8 ст. 22 Закона № 44-ФЗ).

Обоснование тарифного метода

Рассчитать НМЦК проектно-сметным методом можете, если объект закупки – строительство, реконструкция, капитальный ремонт, снос, текущий ремонт, работы по сохранению объектов культурного наследия (ч. 9, 9.1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ).

Обоснование проектно-сметного метода

Затратный метод применяют, когда другие методы использовать нельзя или в дополнение к другим методам (ч. 10 ст. 22 Закона № 44-ФЗ).

Обоснование затратного метода

Есть еще два варианта обоснования НМЦК или НЦЕ. Первый – специальные правила, которые установили органы исполнительной власти согласно части 22 статьи 22 Закона № 44-ФЗ.

Правительство выбирает закупки, для которых порядок расчета НМЦК или НЦЕ определяют федеральные органы власти, а также «Роскосмос» и «Росатом». В настоящее время такой порядок установлен для следующих объектов закупки:

В этих случаях включите в обоснование расчеты согласно нормативным актам, которые приняли органы власти.

Например, при закупке лекарств напишите в обосновании НМЦК:

Обоснование НМЦК при закупке лекарств

Второй вариант – иной метод, который не предусмотрен Законом № 44-ФЗ. В обоснование НМЦК включите обоснование, почему не можете применять методы согласно части 1 статьи 22 Закона № 44-ФЗ (ч. 12 ст. 22 Закона № 44-ФЗ).

Внимание: до 1 октября 2019 года закупать лекарства по цене за единицу нельзя. Обязательно рассчитывайте НМЦК. Об этом сказано в части 8 статьи 2 Закона № 71-ФЗ

Обоснование иного метода

В поле «Расчет НМЦК или НЦЕ» полностью опишите, как рассчитали НМЦК или начальную цену за единицу. Например, если использовали метод анализа рынка, напишите:

  • наименование и количество каждой единицы продукции;
  • предложение по каждому источнику ценовой информации;
  • среднюю арифметическую цену на основании всех предложений;
  • коэффициент вариации;
  • расчет НМЦК или НЦЕ по средней цене.

Расчет НМЦК выглядит так.

Заполните поле «Дата подготовки обоснования НМЦК, НЦЕ». Если брали для расчета сведения, которым более шести месяцев, приведите цены к текущему уровню.

Как это сделать, читайте в рекомендации. Такие правила описаны в пункте 3.14 Методических рекомендаций.

В обоснование НМЦК или НЦЕ включите справочную информацию и документы или реквизиты документов, которые использовали для расчета.

Сведения о возможных поставщиках, которые предоставили коммерческие предложения, не указывайте. Оригиналы коммерческих предложений, а также скриншоты храните вместе с другими документами закупки. Об этом сказано в пункте 2.1 Методических рекомендаций.

Заказчик обосновывает цену единицы товара, работы или услуги, когда невозможно определить объем продукции. Перечня таких случаев в Законе № 44-ФЗ нет

Если количество товаров, объем работ или услуг посчитать возможно, рассчитывайте и обосновывайте НМЦК. В противном случае контролеры оштрафуют. Вывод следует из части 24 статьи 22 Закона № 44-ФЗ.

В каких случаях определить объем продукции возможно, а в каких – нет, заказчик решает самостоятельно. Так как законодательство этот вопрос не регулирует.

Однако в спорных ситуациях придется доказывать контролерам, что действительно не могли посчитать объем продукции. Например, закупаете запасные части.

В этом случае невозможно заранее знать, какие детали автомобиля выйдут из строя и сломаются ли вообще.

А вот потребность в автомобилях, мебели, в строительных материалах по смете известна еще на этапе планирования. При необходимости такую потребность уточняют перед началом закупки.

Для обоснования цены за единицу используйте те же методы, что и для обоснования НМЦК. При этом, кроме цены за единицу, включите в документацию начальную сумму цен единиц и максимальное значение цены контракта.

От суммы цен будете вести торги. А максимальное значение – это предел, выше которого закупать продукцию по цене за единицу нельзя. Максимальное значение также используют для расчета обеспечения заявки и контракта.

При расчете цены за единицу, начальной суммы цен и максимального значения цены контракта учитывайте ведомственные перечни и нормативные затраты.

Пример: обоснование начальной цены единицы услуги

Подготовить и подписать обоснование НМЦК или НЦЕ поручите работнику контрактной службы или контрактному управляющему. Закон № 44-ФЗ не обязывает заказчика отдельно подписывать обоснование НМЦК. Необходимо утвердить обоснование в составе закупочной документации.

В то же время Минэкономразвития в рекомендуемой форме обоснования указывает подпись контрактного управляющего или работника контрактной службы.

Обязан ли заказчик применять Методические рекомендации? Практика контрольных органов по этому вопросу расходится.

Так, Минфин в письме от 16.06.2017 № 24-01-10/37713 указал, что Методические рекомендации не носят нормативный характер. Этот документ разработали в помощь заказчику.

Так, Минфин объяснил право заказчика при расчете НМЦК выбрать не среднюю цену, а минимальную из предложенных.

Аналогичную позицию высказали специалисты Ульяновского УФАС в решении от 11.01.2016 № 873/03-2015 и Вологодского УФАС в решении от 16.04.2018 № 04-11/57-18.

Есть противоположная административная практика – заказчик обязан применять Методические рекомендации.

Например, решение, предписание Челябинского УФАС от 22.11.2018 № 686-ж/2018 и решение, предписание Тверского УФАС от 17.08.2018 № 05-6/1-195-2018.

Позиция судов тоже неоднозначна.

Часть судов указали, что Методические рекомендации заказчик применять не обязан. Например, решение Замоскворецкого районного суда Москвы от 23.12.2014 № 12-1719/2014, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.03.2015 № Ф07-668/2015, А42-2927/2014.

Однако есть судебная практика, которая говорит о том, что заказчик обязан применять Методические рекомендации, когда обосновывает НМЦК.

Источник: https://44fzrf.ru/obosnovanie-nmczk-i-nachalnoj-czeny-ediniczy-produkczii/

Советы юриста
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: