Объединение школ и садов в комплексы

Содержание
  1. В воскресенске грядет слияние школ и детских садов
  2. Ликвидация путем присоединения
  3. Директоров станет в три-четыре раза меньше
  4. Схожие причины оптимизации по большинству учреждений.
  5. Ребенок просто перейдет из одного кабинета в другой
  6. Из авторитетного педагога в менеджера образовательного процесса
  7. Планы оптимизация Воскресенского образования
  8. К чему привело слияние школ в москве
  9. Доступность качественного образования
  10. Качество обучения
  11. Достижения учеников
  12. Кружки и секции в школе
  13. Самочувствие и настрой педагогов
  14. Профессиональный рост учителей
  15. Диалог с родителями
  16. Присоединение детского сада к школе: плюсы и минусы – Плюс/минус
  17. Что представляют собой образовательные комплексы?
  18. К чему приведет слияние детских садов и школ
  19. Финансовый менеджмент или педагогические задачи? 
  20. Проблема сокращений
  21. Создание образовательных комплексов: плюсы и минусы
  22. Причины для объединения школ и дошкольных организаций:
  23. Плюсы создания образовательных комплексов:
  24. Минусы укрупнения образовательных организаций:
  25. Объединение школ и детских садов — основные плюсы и минусы
  26. Реорганизация: что это?
  27. Положительные стороны образовательного комплекса
  28. Образовательный комплекс: отрицательные моменты

В воскресенске грядет слияние школ и детских садов

Объединение школ и садов в комплексы

В 2020 году ожидается масштабная оптимизация  учреждений образования городского округа Воскресенск.

О будущем присоединении «слабых» учреждений к более «сильным»  директора  школ и заведующие были информированы загодя, но для   большинства  педагогов  новость стала как гром среди ясного неба.

Очередная реформа в любом случае  не пройдет мимо  значительной части школьных учителей и воспитателей детсадов, методистов и психологов.

 Совет депутатов Воскресенска 30 января принял решение о проведении опроса граждан на территории деревень:  Губино, Золотово, Чемодурово, Ратчино, Степанщино; поселков: Виноградово, Хорлово, имени Цюрупы; сел: Усадище, Федино, Косяково, Конобеево, Ашитковское, Барановское с целью выявления и учета мнения жителей по вопросу принятия решения о реорганизации  муниципальных образовательных организаций.   Дату начала проведения опроса граждан – 17 февраля 2020 года, дату окончания проведения опроса граждан – 28 февраля 2020 года. Методика проведения опроса  – заполнение опросного листа путем выбора одного из предложенных вариантов ответов либо указания своего варианта ответа.

Ликвидация путем присоединения

При нынешней власти в стране  и ее политическом курсе процесс оптимизации неизбежно должен коснуться исключительно всех  бюджетных  учреждений.    Пионером  оптимизации   сферы образования стала Москва,  где  10 лет назад  8-10 школ и детских садов  объединяли в один образовательный комплекс.

  Бывшие средние школы и детсады стали называть структурными подразделениями СП-1, СП-2 и т.д.  «Технология объединения была следующая: ликвидация путем присоединения,  —  рассказал один из директоров столичного образовательного комплекса.

  — То есть было ликвидировано юридическое лицо присоединяемой школы — что нам дало возможность расстаться с той частью персонала, которую мы считали непрофессиональной».

 Руководителей учреждений сегодня  больше  волнует не то,  зачем делают  оптимизацию и насколько вырастет уровень образования у детей,  а кто  из них выиграет и проиграет от очередной реформы, кого назначат директором укрупненного учреждения, а кто перейдет в разряд завучей, или отправится на заслуженный отдых.  В нашем городском округе вместо 36 школ  станет к концу года 28, вместо 40 детских садов будет 12,  но в недалекой перспективе  все дошкольные учреждения должны влиться в общеобразовательные комплексы.

Аргументация  администрации городского округа, которая,  без сомнений,  инициировала оптимизацию с подачи сверху,  оказалась  предсказуемой,  и во многом повторяет  доводы реформаторов медицины.

Учреждения со слабыми показателями подготовки выпускников,  с  неэффективным  соотношением педагог/ученик (в медицине: врач/пациент),  должны быть лишены самостоятельности и войти в состав  эффективного  учреждения с сильным,   как правило молодым руководителем.

  Субъективные факторы  играют свою роль, и часто  на  укрупненное бюджетное учреждение  ставят  директором ни самого достойного, а самого  удобного для  начальства.

У современных  чиновников  вошло в привычку  хвалить всё, что находится в зоне их контроля,  но как только  дают команду сверху  о  проведении реформы,  то тут же  общественность знакомят с неприятными фактами  о том, что  замечательные врачи,  которым  еще вчера выдавали ключи от квартир, не очень хорошо лечат,  а воспитатели детских садов,  которым недавно в торжественной обстановке вручали грамоты  за  отличную работу по подготовке малышей к школе,  растеряли  свои навыки и таланты,  поэтому  дети приходят в первый класс неподготовленными.

Директоров станет в три-четыре раза меньше

Управление образования  представило  депутатам Совета депутатов  пояснение к перечню    образовательных организаций, участвующих в реорганизации.

К МОУ «Средняя школа №14»  (пос. Фосфоритный) присоединят школу №12 (п.Хорлово),  а также детские сады №24 «Радость»  и №27 «Лесная сказка».     

Цель: повышение качества обученности обучающихся, улучшение кадрового и материально-технического обеспечения учебно-технического процесса, обеспечение преемственности дошкольного общего образования и начального общего образования.

Причина: отсутствие дошкольного общего образования в общем образовании, низкая средняя зарплата в детском саду; СОШ №12: низкий уровень подготовки выпускников 11 классов в 2017 г., 2019 г., необъективные результаты Всероссийских проверочных работ в 2017г, 2019 г.

, низкие результаты региональных диагностических работ  по математике в 2019 г., красная зона в  2017 г., 2018 г.

, количество штатных единиц, которое зависит от численности обучающихся меньше количества педагогических работников, необходимых для обеспечения учебно-воспитательного процесса, низкая педагогическая нагрузка учителей — предметников.

Пояснение по администрации: заведующим детских садов предлагается должность «заместитель директора по дошкольному образованию», действующему директору СОШ №12, будет предложено место в методическом Центре, все остаются работать на своих местах.

Косяковскую среднюю школу и детский сад №57 присоединяют к Гимназии №1. 

Причина: отсутствие дошкольного общего образования в общем образовании, низкая средняя зарплата в детском саду, малое количество детей в детском саду (57 детей при штате 20,94). МОУ «Косяковская СОШ»: низкий уровень подготовки выпускников 9 классов в 2019 г.

, низкий уровень результатов РДР по математике в 2019 г., неэффективное соотношение педагог/ученик (4,4), красная зона в 2017 г., низкая педагогическая нагрузка учителей — предметников, малокомплектная школа. Многие дети, проживающие в Косяково, учатся в Новлянских школах.

Схожие причины оптимизации по большинству учреждений.

В наименьшей степени оптимизация затронет  городские   школы.  «Слабая» по показателям школа №25 запланировали присоединить к Чемодуровской школе,  к ряду других школ (№4, №20, №26 и др), считающихся сильными,   присоединят по одному-двух детским садам.

Чиновники заявляют, что укрупнение образовательных учреждений позволит  повысить зарплату воспитателям дошкольников,  повысить качество  обучения  в сельских школах.

Ребенок просто перейдет из одного кабинета в другой

В пояснительной записке к депутатам горсовета  от управления образования рассказано о плюсах  реформы:

«Зачем необходимы слияния в образовании? Что даёт оно «сильным» и «слабым» участникам, и чем будет измеряться эффективность каждого слияния?

Начать следует с того, что многим детям достаточно тяжело и болезненно дается переход из садика в школу, меняется обстановка, педагоги и характер обучения, что конечно, может значительно усложнить процесс адаптации и привыкания к школе. Если же ребенок будет ходить в дошкольное отделение, расположенное в школе, для него ничего не измениться, он просто перейдет в другой кабинет и у него появится учитель.

Учиться детям в садике будет намного интереснее, так как реформа предусматривает тщательную подготовку ребенка к школе, наличие программ, которые позволят детям быстрее выучить необходимую программу для поступления в первый класс. Во многом эффективность данной программы будет обеспечиваться тем, что воспитатели и учителя смогут сотрудничать и проводить заседания, главным вопросом которых будет, как максимально улучшить процесс адаптации дошкольников к обучению в школе.

Взаимодействие между учителями и воспитателями будет иметь только преимущества, так как они будут обмениваться необходимым опытом, повышать квалификацию и анализировать результативность программ образования, внося свои поправки и изменения, которые должны будут обязательно рассмотрены министерством образования.

Объединение школы и садика также позволит проводить более масштабные мероприятия. Малышам будет интересно смотреть на выступления школьников, фестивали и конкурсы, это поможет им лучше развиваться.

С точки зрения укрепления отношений между ребенком и его семьей, присоединение садика к школе также имеет массу положительных моментов.

Педагоги-психологи, которые штатным расписанием детских садов не предусмотрены, помогут родителям правильно наладить отношения с ребенком на разных этапах его взросления.

Это важно, потому что развитие талантов и способностей детей зависит от того, насколько своевременно они были выявлены».

Из авторитетного педагога в менеджера образовательного процесса

На заседании Совета  депутаты  Алексей Моргунов, Галина Романова и Александр Куньшин задали  много вопросов  руководителю управления образования Письменной И.Т.

  Осознавая, что спущенную сверху реформу остановить невозможно,  депутаты  выразили  надежду  на  то, что предстоящий процесс укрупнения  будет максимально безболезненным  для  системы,  и не приведет  к  увольнению  профессионалов, закрытию деревенских  «структурных подразделений»   большой школы.

Из практики  реформирования  образовательных учреждений в разных регионах страны  начальство  преследует   две цели. Первая цель –  сделать  сферу более управляемой, поскольку самих директоров становится меньше. Вторая цель – высвободить часть денежных средств, сократив  расходы  на персонал, содержание  пустующих зданий, коммунальные и прочие хозяйственные нужды.

На страницах  газет и журналов звучит критика укрупнения школ и детских садов.  Руководитель родительского движения «Союз семьи и школы», профессор, доктор педагогических наук Сергей Молчанов  считает, что  оптимальная школа — это школа, не рассчитанная на большое количество учащихся».

«Директор должен знать каждого ребенка в лицо и по имени. —  утверждает Молчанов. — Кроме того, укрупнение школ до 1000 и более учащихся снижает возможности педагогического персонала контролировать ситуацию.

Отсюда и наркотики, и курение, и алкоголь, и распущенность, и суицидальность и прочее».

  При этом эффект от оптимизации, по мнению эксперта, будет копеечный: «ну уменьшат заработную плату руководителю филиала, и что? бюджет страны увеличится?».

Директора оторваны и от учителей, подчеркнул ученый: «В крупном комплексе, в котором обучаются тысячи детей и работают сотни учителей, выстраивается управленческая пирамида, которая не предполагает тесного общения педколлективов, учащихся и родителей с находящимся на вершине директором».

Другой эксперт  в сфере образования, Алексей Семенов отмечает парадокс: «С одной стороны, в управлении образованием утверждаются принципы социальной справедливости, демократизма и прозрачности. Но с другой — исчезают человеческие отношения.

Директор не может знать всех учителей в лицо. Что уж говорить о детях! Он тоже принимает решения на основе «объективных данных». Итог: личный авторитет руководителя, формируемый в совместной работе и общении, заменяется административным авторитетом менеджера.

Возможно, конечно, в будущем утраченные человеческие связи в новом виде будут восстановлены, и директора лучших школ станут почти столь же «важными фигурами» для образовательной и иной власти, как это было раньше… Однако иметь личные отношения с пятью сотнями учителей для директора уже практически невозможно».

Планы оптимизация Воскресенского образования

 К МОУ школа №7 присоединятся МОУ «Фединская школа», МДОУ детский сад № 45 «Колосок»

К МОУ «Гимназия № 1» — МОУ «Косяковская средняя школа»; МДОУ детский сад № 57 «Колокольчик»

К МОУ школа № 4 — МДОУ — детский сад № 36 «Полянка»; МДОУ детский сад № 11 «Аленушка»

К МДОУ детский сад № 9 «Светлячок» — МДОУ детский сад № 48 «Ладушки»

К МОУ школа №14 — МОУ школа №12; МДОУ детский сад №24 «Радость»; МДОУ детский сад №27 «Лесная сказка»

К МОУ школа № 39  — МДОУ детский сад № 29 «Волшебная сказка»; МОУ «Губинская средняя общеобразовательная школа».

К МОУ школа №13 — МДОУ детский сад №12 «Радуга»

К МОУ «Лицей № 22» — МДОУ  детский сад № 3 «Белочка»;

К МОУ  школа № 20 — МДОУ детский сад  № 30 «Парус»; МДОУ детский сад №15 «Дюймовочка»

К МОУ «Гимназия № 24»  — МОУ школа № 11

К МОУ школа № 5 — МДОУ детский сад № 8 «Золотая рыбка»; МДОУ детский сад № 10 «Спутник»

К МДОУ детский сад №38 «Чебурашка» — МДОУ детский сад № 34 «Солнышко»

К МДОУ детский сад № 63 «Карусель» — МДОУ детский сад №39 «Ягодка»; МДОУ детский сад № 25 «Незабудка»; МДОУ детский сад № 26 «Спутник»

К МОУ «Виноградовская школа» — МДОУ детский сад № 54 «Елочка»

К МОУ школа № 26 — МДОУ детский сад № 41 «Сказка»; МДОУ детский сад №60 «Колобок»

К МБОУ лицей «Воскресенская кадетская школа» — ДОУ детский сад № 19 «Яблонька»; МОУ «Золотовская школа»

К МОУ «Ратчинская школа» — МОУ «Степанщинская школа»; МДОУ детский сад № 43 «Березка»

К МОУ «Фаустовская школа» — МДОУ детский сад № 42 «Веснушка»

К МОУ «Чемодуровская школа» — МДОУ детский сад № 37 «Малыш»; МОУ школа № 25»

К МДОУ  детский сад № 31 «Рябинка» — МДОУ детский сад № 28 «Родничок»

К МОУ школа №99 — МДОУ детский №58 «Рыбка»

К МДОУ детский сад №33 «Ромашка» — МДОУ детский сад № 64 «Теремок»

К МУДО «Фантазия» — МУДО «Досуг»

МОУ Фединская СОШ

Сергей Рудаков, депутат совета депутатов г/о Воскресенск

 Загрузка …

Источник: https://voskresensk-24.ru/v-voskresenske-gryadet-sliyanie-shkol-i-detskix-sadov/

К чему привело слияние школ в москве

Объединение школ и садов в комплексы

Как изменилась жизнь учеников и педагогов после создания в столице крупных образовательных комплексов, выяснили ученые Института образования НИУ ВШЭ.

АВТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Надежда Бысик, аналитик Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ.

Марина Пинская, ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ.

Наталья Дербишир, аналитик Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ.

Объединение школ в Москве вызвало горячие споры. Почему хорошая школа должна «тащить на себе» плохую, недоумевали родители. Можно ли обеспечить благоприятный школьный климат в такой сложной и масштабной конструкции, переживали педагоги в «авторских» школах.

Учителя сетовали на огромную нагрузку и вал отчетности. Сейчас, когда объединившиеся школы уже притерлись друг к другу, можно оценить, насколько реализовались цели слияния. Их формула была проста: детям — хорошие знания, учителям — признание, карьера и рост доходов. Ученые НИУ ВШЭ выяснили, что на самом деле произошло в школах с 2012 года, когда начались первые реорганизации.*

Изменения исследовались по семи пунктам: доступность образования, качество обучения (в баллах ЕГЭ), успеваемость детей, кружки в школе, настроения учителей, их профессиональный рост, готовность школы к диалогу с родителями. Количественные изменения — сокращение числа школ с 1572 в 2012 году до менее чем 700 — оставим за скобками.

Доступность качественного образования

Позитивный результат: старшие классы стали более доступными.

  • Школы увеличили набор в десятые классы. 23% директоров образовательных комплексов в 2015 году заявили об открытии дополнительных старших классов (в 2013 году об этом говорили 17% директоров).
  • Доступнее стали профильные классы. Это особенно важно: обучение в них повышает шансы успешно сдать экзамены и поступить в престижный вуз (см. Как повысить результат ЕГЭ). Доля учеников профильных классов выросла с 81% от общего количества московских старшеклассников в 2013 году до 83% в 2015 году.  Родители учеников школ, в которых появились такие классы, увидели рост качества обучения: «Нет претензий к преподавателям».
  • Во многих комплексах разделение по профилям происходило открыто. «Нам раздавали… заявления, там были перечислены все направления, которые [есть] в трех подразделениях [комплекса], каждый отмечал свои предрасположенности и вкусы, — рассказал один из учеников. — Потом уже на основе всего этого в подразделениях сформировались определенные классы».

И все же качественное образование стало доступно не всем.

Проблемы: «простым» классам выделяют не лучших педагогов.

  • Во многих школах сохраняется жесткий отбор в лицейские и профильные классы (на основе высоких оценок и солидного портфолио). «В таком случае в наиболее востребованные профильные классы поступают самые сильные ученики, как правило, наиболее мощного подразделения комплекса или перспективные учащиеся из других школ», — прокомментировали исследователи. Эту ситуацию можно назвать эффектом бутылочного горлышка, через которое способны пройти немногие, подчеркнули Бысик, Пинская и Дербишир.
  • Способные ученики, не попавшие в такие классы, оказываются обижены вдвойне. Во-первых, они не прошли отбор. Во-вторых, им достанутся учителя «второго ряда», поскольку лучших педагогов забрал лицейский сегмент. «Я шел сюда изначально, чтобы потом поступать на… факультеты, связанные с программированием, пришел сюда жёстко заниматься каким-то проектом, — рассказал один из таких ребят. — Но программирование здесь очень слабое, к нам пришел нормальный учитель только в конце прошлого года, а сейчас его нет». Распределение лучших учителей по принципу «то густо, то пусто» вряд ли повысит качество образования по всему комплексу.

Качество обучения

Позитивный результат: неудач на экзаменах меньше.

Доля учеников, получивших на единых экзаменах низкие баллы (менее 30), убавилась с 8,4% в 2013 году до 5,3% в 2015 году. При этом доля двоечников уменьшилась с 3,7% до 1,9%.

Проблемы: серьезного роста результатов нет.

Средний бал ЕГЭ по русскому языку и математике в московских школах почти стабилен. По русскому языку он увеличился с 70 до 71 балла, по математике — уменьшился с 57 до 55 баллов.

Достижения учеников

Позитивный результат: некоторые школы подтянули свои слабые подразделения.

Предполагалось, что слияние школ поможет повысить качество образования: сильные структурные подразделения (СП) способны подействовать на более слабые. В ряде школ это произошло. Но это не такая частая практика. Достижения учеников в разных подразделениях (и классах) по-прежнему сильно различаются.

Проблемы: успеваемость не выравнивается, в слабых подразделениях дети по-прежнему покидают школу после девятого класса.

  • Одни подразделения далеко впереди, другие, наоборот, отстали, показало независимое тестирование Московского центра качества образования в 2014/2015 учебном году. Типичен кейс образовательного комплекса, в котором очень велик разброс оценок по математике. В одном СП положительные оценки (все, кроме двоек) в четвертых классах получили 82% учеников. В двух других СП того же комплекса — 96% и 100%. В седьмых классах ситуация еще хуже. В подразделении-аутсайдере — 44% положительных оценок против 78% и 56% в двух других СП.

Тест по химии в девятых классах выявил еще больший разрыв. Доля положительных оценок в слабом подразделении — 50%, из них «4» и «5» получили 17% учеников. В двух других СП написали тест без двоек 83% и 100% девятиклассников; 28% и 65% учащихся получили «4» и «5».

  • Из-за сохраняющегося провала с оценками 40% выпускников девятых классов подразделения-аутсайдера уходят из школы в техникумы и колледжи. В СП-отличнике покидают школу лишь 20% их ровесников.

В некоторых школах, ставших подразделениями комплексов, «отсутствует общее для всех переживание доверия, комфорта, интереса к учёбе», прокомментировали исследователи. Это мешает «создавать культуру общих ценностей для всего комплекса»(см. об этом Как психологический климат в школе влияет на успеваемость).

Кружки и секции в школе

Позитивный результат: дополнительное образование расширилось.

Развитие детских талантов было еще одной задачей реорганизаций. Доля детей, охваченных дополнительным образованием в школе, выросла с 64% до 80%.

Проблемы: кружки доступны не для всех.

Доля учеников, посещающих бесплатные занятия, не увеличилась. Дело в том, что стало больше платных занятий. Такое дополнительное образование части семей — не по карману (см. также Почему дети не ходят в кружки и секции).

Самочувствие и настрой педагогов

Позитивный результат: педагоги считают свои школы более конкурентоспособными с точки зрения заработной платы.

Учителя образовательных комплексов оценивают свои школы выше, чем их коллеги из неукрупненных заведений (таб. 1).

Таблица 1. Оценка школы учителями, в %.

Варианты ответовУкрупненные школыНеукрупненные школы
Безусловно неконкурентоспособна5,87,2
Скорее, неконкурентоспособна22,225,8
Скорее, конкурентоспособна52,450,5
Безусловно конкурентоспособна19,616,5

Источник: исследование Мониторинг экономики образования, 2015 г.

В укрупненных школах учителя реже занимаются репетиторством (14,7% против 25,8% в неукрупненных школах) и другими дополнительными работами (9,8% против 20,6% в неукрупненных школах). Но это не всегда означает, что у них и так высокие доходы.

Проблемы: у учителей остается много поводов для недовольства.

  • Педагоги комплексов реже отмечали рост зарплат.
  • Они чаще говорили о чрезмерной занятости. Так, на увеличение отчетности сетовали 53,9% респондентов из укрупненных школ и 41,6% из неукрупненных. Это влияет на самоощущения учителей.
  • 35% педагогов негативно оценили укрупнение школ. Недовольство вызвали плохой соцпакет (путевки, дополнительное медобслуживание и пр.), низкая зарплата, работа с трудными учениками и сложные отношения с начальством. 
  • Учителя считают, что их заслуги часто не признаются. Многие убеждены, что стоит поощрять не только тех, кто обеспечивает высокие достижения у отличников (и тем самым повышает рейтинг школы), но и тех, кто добивается прогресса у сложных учеников. «Мы стали как фабрика, всё для рейтинга, а ученика потеряли, до ребёнка вообще уже нет дела», — заявил один из педагогов.

Однако управленцы часто «не слышат голоса учителей» и получают сигнал уже тогда, когда он «достигает агрессивной громкости», подчеркивают исследователи.

Профессиональный рост учителей

Позитивный результат: в образовательном комплексе педагоги больше учатся друг у друга, больше профессионально растут. 

  • «Учителя делают сопоставление… видят, как работают другие», — отметил один из респондентов-директоров школ. Педагоги перенимают опыт и у сторонних специалистов. «У нас повышают квалификацию порядка 80% учителей», — рассказал еще один школьный администратор.
  • В комплексе, как в более широкой среде, больше возможностей проявить инициативу и продвинуться в карьере. «Учитель из «серой мышки» в школе стала в комплексе председателем межшкольного методического объединения», — рассказал один из директоров. Такое педагогическое лидерство вдохновляет и других учителей.

Проблемы: профессиональный рост сопряжен с ростом неоплачиваемых обязанностей.

Сами учителя описывают картину с профессиональным развитием не столь радужно. Оно сочетается с увеличением обязанностей, которые часто не оплачиваются. «Мы получаем столько же, а делать приходится больше», — подчеркнул один из педагогов.

Диалог с родителями

Позитивный результат: школы стали более открытыми.

Родители лучше информированы о событиях в школе. Больше директоров в 2015 году отметили, что информация для родителей размещается  в социальных сетях (12,7%, против 6,4% в 2013 году), рассылается посредством sms и электронной почты. Таким образом, руководители школ заботятся об имидже организации, ее представлении во внешнем сообществе.

Проблемы: директора малодоступны.

  • Время у директоров комплексов расписано по минутам — из-за высокой нагрузки и занятости. Не удивительно, что личные встречи руководителей школ с родителями сократились — 53,2% в 2015 году против 64,1 в 2013 году. Часто директора доступны для родителей по предварительной записи.
  • Директора оторваны и от учителей, подчеркнули исследователи. В крупном комплексе, в котором обучаются тысячи детей и работают сотни учителей, выстраивается управленческая пирамида, которая «не предполагает тесного общения педколлективов, учащихся и родителей с находящимся на вершине директором». Кроме того, в такой образовательной организации «крайне трудно создаются связи между педагогическими коллективами отдельных подразделений», резюмировали авторы исследования.

*Работа опирается на данные нескольких исследований 2013-2016 года, проведенных Институтом образования НИУ ВШЭ. Среди них — Мониторинг экономики образования за 2013 и 2015 годы. Качественное исследование проводилось в пяти московских образовательных комплексах и включало письменные опросы школьного сообщества. Так, были опрошены 600 учащихся восьмых классов и 250 учителей.

См. также:

Успехи учеников зависят от директора школы

Кто руководит современной российской школой

Уровень развития территории влияет на успехи школьников

Как психологический климат в школе влияет на успеваемость

Какие шансы на успех имеет ребенок из неблагополучной семьи

Источник: https://ioe.hse.ru/news/195604938.html

Присоединение детского сада к школе: плюсы и минусы – Плюс/минус

Объединение школ и садов в комплексы

Преемственность образования — тема интересная, но не новая. Присоединение детских садов к школе — эксперимент, направленный на повышение качества и доступности образования.

Похожую реорганизацию попытались провести в 90-х годах, но на тот момент система к этому была попросту не готова, и проект остался на бумаге.

Стоит отметить, что за рубежом интегрированные образовательные центры — распространенное явление.

Что представляют собой образовательные комплексы?

В комплекс будут входить ДОУ и школы, которые объединены в юридическую систему. Главой становится директор, главой подразделения — администрация сада, некоторые должности подлежат сокращению.

Реорганизация детского сада путем присоединения к школенаправлена на то, чтобы сделать все заведения одинаково популярными и привлекательными для граждан. По факту же престижные и элитные центры не спешат объединяться с заведениями, которые любовью населения не пользуются.

Преимущества присоединения к школе детских садов:

  • Экономия финансов. После изменения системы финансирования, средства выделяются уже не на заведение в целом, а на каждого воспитанника. Можно потратить деньги на расширение материально-технической базы, открытие новых вакансий и так далее.
  • Специалисты. Не в каждом дошкольном заведении есть свой логопед или инструктор по плаванию, в образовательном комплексе можно будет пользоваться услугами специалистов из других учреждений.
  • Улучшение преемственности. Ребенок уже не будет бояться идти в учебное заведение, ведь он уже находится в его стенах и имеет возможность познакомиться с процессом обучения.
  • Доступность ресурсов. Ресурсы, которые принадлежали только одному учреждению, доступны и подразделениям: спортивная площадка, бассейн, тренажеры и так далее.
  • Отсутствие очередей. Не нужно будет в панике искать место для будущего первоклассника: ребенок, который посещает комплекс, автоматически попадает в списки учеников формирующихся классов.

Минусы реорганизации:

  • Новый закон о детском саде и школе несовершенен: комплекс ждет кадровая перестановка, и многие специалисты потеряют свои рабочие места. Нагрузка будет распределена между оставшимися сотрудниками.
  • Не все директора и заведующие подготовлены к новым полномочиям. Управлять крупным комплексом куда сложнее, чем «мини-республикой».
  • Интеграция до конца не продумана, вполне возможно, что ДОУ не будет самостоятельным заведением, а поступит в полное подчинение школы. Соответственно, программа, формирование групп и прочее будет меняться на усмотрение директора. Соблюдение ФГОС (ориентированность на сохранение детства) может оказаться под угрозой, ведь акцент будет сделан на подготовку малыша к 1 классу.

Чтобы система оказалась действенной, необходимо соблюдение следующих условий:  

  • Сохранение ценности как дошкольного, так и школьного образования.
  • Создание условий для подготовки детей к образованию.
  • В начальной школе акцент должен быть сделан на индивидуальность каждого ребенка.
  • Сохранение видов деятельности (в детском саду — это игра, нельзя нагружать пятилетку сложными занятиями).
  • Создание условий для развития способностей и талантов, объединение детей разных возрастов.
  • Взаимосвязь программ дошкольного и школьного учреждения, сотрудничество воспитателей и учителей.
  • Тесное взаимодействие с семьей: институты вторичной социализации не должны обосабливаться.

Пока неясно, чем закончится эксперимент по реорганизации детского сада путем присоединения школе, но их взаимодействие сегодня — одна из ключевых проблем системы дошкольного образования.

Информация, представленная на нашем сайте в том или ином виде, носит информационно — рекомендательный характер и ее нельзя заменить очной консультацией со специалистом.

Реорганизация системы дошкольного образования: плюсы и минусы

Преимущества и недостатки реорганизации детского сада путем присоединения к школе. В чем суть эксперимента и будет ли он успешным? – полезная информация для родителей ждет вас в нашей статье…

2016-12-02T01:11:39+03:00

Один из немаловажных отличительных признаков воспитания в детском саду от домашнего – это режим в детском саду. В детском саду все подчинено заранее установленному распорядку. И это несомненный плюс.

Ведь такая системность приучает даже самого взбалмошного карапуза к аккуратности, точности, порядку Развитие речи в младшей группе Во время постоянного общения с взрослыми ребенок в возрасте двух лет начинает активно накапливать словарный запас, учится произносить звуки и строить предложения. В начале второго года речь ребенка состоит из мимики, жестов и звуков.

Развитие речи в старшей группе Благодаря огромной речевой практике ребенок перед поступлением в школу уже владеет основами грамматики языка. Развитие речи в старшей группе проходит успешно, если ребенок шести лет достаточно грамотен и может правильно составить предложение, выразить мысль в рамках доступных ему знаний.

Диагностика в детском саду Диагностика в детском саду помогает определить уровень развития ребенка (интеллектуального, психического, физического и т.д.), врожденность или приобретенность определенных качеств личности, анализ которых позволит спланировать необходимую их коррекцию, формирование или развитие, обеспечить необходимые условия для полноценного и правильного формирования личности.

Иностранный язык в детском саду Все больше современных людей стремятся изучать иностранные языки. В необходимости этого сейчас, пожалуй, уже никто не сомневается. Все больше родителей стремятся приобщить своих детей к иностранным языкам уже с рождения, особенного это касается изучения английского в детском саду.

Источник:

К чему приведет слияние детских садов и школ

С какой целью был взят курс на объединение детских садов и школ? Приведет ли это к сокращению образовательных организаций? Каким оказался опыт Москвы? Разбираемся вместе (лонгрид). 

В объединении ДОО со школами, активно реализуемом далеко не первый год во всех регионах страны, столкнулись два фактора – экономический и социальный.

Объединение образовательных организаций и их перевод на подушевую систему финансирования совпало с требованием президента повысить зарплаты бюджетникам до средних областных показателей.

В частности, уровень месячного дохода воспитателя, согласно майским указам, подписанным Владимиром Путиным еще в 2012 году, должен дорасти до «средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе».

Такая непростая головоломка для чиновников практически затмила социальную составляющую создания крупных комплексов: как в условиях оптимизации педагогического штата и совмещения обязанностей в рамках одной ставки продолжить предоставлять качественные образовательные услуги школьникам и дошкольникам. 

Финансовый менеджмент или педагогические задачи? 

Сегодняшние обновления образовательной системы директор Института опережающих исследований им. Шифферса Юрий Громыко назвал финансовым менеджментом, призванным в теории поддержать экономику страны.

В реальности плановые проверки Счетной палаты по итогам первого года реорганизации образовательных учреждений показали: в 36 регионах страны расходы на содержание объединенных комплексов не уменьшились, а возросли.

Например, только в одной Сахалинской области – больше чем на 150 %. 

Винят в этом аудиторы то обстоятельство, что основной формой реструктуризации является присоединение в виде филиалов и подразделений, которые не могут организовать «грамотное использование» занимаемых площадей. 

Изначально подразумевалось, что территориальное укрупнение образовательных учреждений и полная ликвидация малокомплектных, нерентабельных школ и детских садов сэкономят для бюджета не один миллиард рублей.

На деле выяснилось: ситуация с помещениями и участками, подпадающими под программу объединения, в каждом регионе настолько непохожа на то, что происходит в соседней области, что односистемно навести порядок не получится. Нужно на месте решать, где и что упразднять бесследно, а что оставлять в виде филиалов.

Если в одном городе, чтобы объединить несколько не самых популярных детских садиков, достаточно сделать небольшой ремонт и поставить дополнительную беседку, то в другом необходимо строить здание практически с нуля.

Из-за этого, по мнению главных счетоводов страны, на местах зачастую бессмысленно осваивают бюджетные деньги: так, например, в одной из деревень Чувашской Республики с населением чуть больше 500 человек, где уже функционировала наполовину загруженная школа на 90 человек, появилась еще одна, новая – на 165 учеников. 

К тому же, решая, что именно «оставить нельзя ликвидировать», теоретически ориентировались не только на административно-хозяйственную обстановку, но и на высокую социальную и педагогическую задачу – повысить уровень образования и зарплат педагогов. Поэтому, например, в Сахалинской области реорганизация охватила даже самые отдаленные населенные пункты.

Из-за географических особенностей региона еще пять лет назад больше трети от общего числа общеобразовательных учреждений приходилось на малокомплектные школы с численностью менее 50 человек, раскиданные по Сахалину и островам Курильской гряды.

Низкое качество образования и социализации местных учеников, по мнению Министерства образования Сахалинской области, является одной из главных причин «динамики дефицита трудового капитала региона». Те же чиновники в своем докладе пятилетней давности говорили о необходимости реструктуризации малокомплектных школ «путем их филиализации и присоединения к крупным базовым школам».

Однако сильная удаленность филиалов друг от друга предполагает дополнительные расходы, как выявила Счетная палата. Стали склоняться, что выгодней потратиться на школьные автобусы, чем на содержание отдельных структурных подразделений. Сегодня таким образом перевозят свыше 3 тысяч школьников Сахалина и Курильских островов по 112 маршрутам.

Насколько государственная программа Сахалинской области «Развитие образования на 2014–2020 годы» выполнила свою главную задачу – обеспечила равные условия для получения качественного образования независимо от места проживания – станет понятно через несколько лет. 

Сами представители Счетной палаты, убедившись в спорной экономической выгоде данной федеральной программы, поспешили поставить под вопрос целесообразность формирования подобных комплексов.

В отчете сотрудники ведомства указали, что «не установлено влияние проведенных мероприятий на повышение эффективности деятельности образовательных организаций».

Более того, «ни один регион не обеспечил достижение 100 % значений показателей, установленных соглашениями».

Проблема сокращений

Количество образовательных учреждений сокращается – как и число трудоустроенных специалистов школьной и дошкольной систем образования. Последние годы службы юридической поддержки населения заполонили вопросы сотрудников школ и детских садов, попавших под волну укрупнения.

Например, многим заведующим ликвидированных дошкольных учреждений в лучшем случае предлагают остаться в штате нового комплекса в должности методиста с зарплатой куда ниже прежней, либо администратора с еще более низким доходом и потерей педагогического стажа.

Более того, даже чтобы остаться на более низкой должности, им необходимо пройти переквалификацию. 

Под неминуемое сокращение попадают, как правило, делопроизводители (их обязанности возложат на замдиректора и новых заведующих), кастелянши (теперь вместо них общий завхоз), «безопасники» (их заменили системой видеонаблюдения, управляемого из головного учреждения). Вообще, в результате объединения школ и детских садов в первую очередь увольняют сотрудников ДОО, и именно дошкольникам урезают смету закупок. 

Детские сады, попавшие под «коллективизацию», перестали быть самостоятельными в финансовом плане организациями. Теперь бюджет ДОО – вклад в общую копилку комплекса. И так как рейтинг объединенного учреждения в первую очередь зависит от школьных показателей, именно развитие школы будет приоритетным для директора. 

С другой стороны, общий бюджет и формальное уравнивание финансового благополучия по всем присоединенным структурам лишает руководство необходимости искать источники дополнительного дохода ДОО в виде групп кратковременного пребывания и платных кружков для дошкольников.

Каково работается тем, кому повезло – руководителям образованных комплексов? Практика показывает, что у топ-менеджеров объединенного коллектива отсутствует соответствующий опыт управления подобными организациями. Каждый из них сам решает, что первичней – система управления или педагогические задачи. 

Преподавательские коллективы в рамках одной структурной единицы, как правило, продолжают работать автономно.

Декан факультета «Менеджмент в сфере образования» Московской высшей школы социальных и экономических наук Елена Ленская предвидела подобные последствия систематизации отдельных коллективов, ответственных за развитие своего пула школьников и дошкольников.

«Самое главное, чтобы план развития комплекса предшествовал слиянию, а не возникал как следствие, когда объединение уже произошло и надо срочно придумывать, что со всем этим делать. За рубежом темпы преобразований, даже если речь шла об оптимизации школьной сети, принципиально другие.

Раньше, чем у школ возникает осмысленный план такого объединения, его не происходит. Боюсь, что наш темп просто беспрецедентен», – говорит она. 

Что с зарплатами воспитателей, которые планировалось повысить в результате реорганизаций? Фиксированная часть ежемесячного дохода действительно стала выше, но практически повсеместно сотрудникам ДОО отменяют стимулирующие выплаты, поэтому конечная сумма – при увеличении нагрузки – осталась неизменной. «С января 2019 года всем нашим воспитателем отменили надбавку за инновации, то есть зарплата реально снизилась на несколько тысяч рублей, – рассказывает старший воспитатель объединенной прогимназии – детского сада из южного Подмосковья. – Кроме того, уже четвертый год нам – в отличие от коллег из самостоятельных детских садов – не дают никакой премии к Новому году. Объясняют тем, что мы и не школа, и не сад! Мол, не предусмотрено в бюджете премирование таких учреждений, как прогимназия».   

Источник: https://narobraz.ru/krasota/prisoedinenie-detskogo-sada-k-shkole-plyusy-i-minusy.html

Создание образовательных комплексов: плюсы и минусы

Объединение школ и садов в комплексы

Реформирование в социальной сфере нашей страны коснулось и образования. Основным мотивом реформы образовательных учреждений стало их укрупнение, объединение. Объединяют не только несколько школьных организаций в единый комплекс, но и присоединяют к школе дошкольные учреждения.

Таким образом, получается единый образовательный комплекс, который может состоять из нескольких ДОУ и школ. Какие причины послужили для возникновения нового формата образовательных организаций, какие положительные моменты и недостатки в этом объединении? Об этом расскажем в нашей статье.

Причины для объединения школ и дошкольных организаций:

  1. Малокомплектность образовательных учреждений. Новый закон об образовании изменил систему финансирования образовательных учреждений, ввел так называемое «подушевое» финансирование. Такой подход к финансированию образовательных организаций означает, что деньги из бюджета «следуют» за воспитанником.

    То есть количество средств для ДОУ будет зависеть от количества его воспитанников. Данные средства из бюджета субъекта РФ могут быть направлены на реализацию образовательной программы (для оплаты труда педагогов, на учебные пособия, расходные материалы и т.п.).

    А вот содержание зданий и коммунальные расходы уже ложатся на плечи местных властей.

    Законодатель предполагал, что такая схема финансирования должна гарантировать каждому обучающемуся право на получение образовательной услуги стандартного качества и объема вне зависимости от места его жительства, возможностей местного бюджета  и других условий.

      

  2. Преемственность между дошкольной ступенью образования и школой.

    Согласно новым ФГОС дошкольного образования одной из задач стандарта является обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, которые реализуются в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования.

  3. Экономия средств. Многие специалисты все же считают основной причиной объединения образовательных организаций – желание чиновников сэкономить на образовании. Создание единых образовательных комплексов способствует сокращению расходов на административный персонал. А иногда и количество обслуживаемых зданий значительно сокращается. 

Плюсы создания образовательных комплексов:

1. Возможность реализовывать преемственность целей и задач образовательных программ дошкольного и начального образования. Преемственность может реализовываться путем:

  • взаимной работы воспитателей и педагогов из школы (это поможет педагогам лучше узнать своих будущих учеников, выбрать индивидуальный подход к ним);
  • проведения занятий для воспитанников ДОУ в школе, в ходе которых они смогут познакомиться с будущими педагогами, с новой формой обучения;
  • взаимодействие с родителями (родители смогут получить необходимую информацию о подготовке детей к школе).

К сожалению, не в каждом случае возможно реализовать весь комплекс мероприятий для воплощения принципа преемственности. Так, например, когда объединенные школы и детские сады находятся в разных зданиях.

В этом случае посещение воспитанников ДОУ школьных уроков и праздников уже не кажется такой простой задачей, по сравнению с образовательными комплексами, которые объединены не только на бумаге, но и находятся в одном здании.

2. Бюджетные средства в большем количестве. Как уже было указано выше, финансирование образовательных учреждений в настоящее время предполагает «подушевой» фактор. Соответственно, чем крупнее образовательное учреждение, чем больше в нем обучается детей, тем на большее количество средств оно может рассчитывать.

В крупных городах данная проблема не стоит так остро, как в сельской местности. К сожалению, в глубинке дошкольные учреждения, да и школы тоже недоукомплектованы. При новой системе финансирования таким ДОУ грозило бы закрытие из-за нехватки средств для дальнейшей работы.

Объединяясь же с другими образовательными организациями, ДОУ получает новые возможности:

  • получить услуги необходимых специалистов (бухгалтер, юрист, логопед, специалист по госзакупкам и т.д.);
  • пользоваться ресурсами и помещениями школы (бассейн, библиотека, спортивный зал и т.д.).

3. Меньше ответственности для руководителей ДОУ. При объединении школы и дошкольной организации остается фактически один руководитель – директор школы. Заведующий ДОУ переходит на новую должность – заместителя директора.

С одной стороны, понижение в должности может грозить и снижением заработной платы. Но, с другой стороны, такие перемены предполагают и уменьшение ответственности, и должностных обязанностей для заведующего ДОУ.

Так, например, вопросы госзакупок для ДОУ могут войти в компетенцию директора школы.

Минусы укрупнения образовательных организаций:

  1. Потеря индивидуальности образовательной организации. Объединение школы и дошкольной организации без разбора, только лишь по принципу – чем больше детей, тем больше денег, грозит тем, что некоторые образовательные учреждение, которые имеют свои индивидуальные особенности, потеряют их.

    Существуют риски объединения образовательных организаций, где дети имеют девиантное поведение или развитие детей в объединяемых образовательных организациях будет существенно различаться.

  2. Дошкольная организация станет придатком школы. Этого опасаются многие: и руководители ДОУ, и воспитатели, и родители.

    Ведь единый образовательный комплекс предполагает под собой несколько образовательных учреждений (как минимум одно ДОУ и школа, а иногда несколько школ и садов). Управлять таким комплексом предстоит директору школы, принимает стратегические решения опять-таки он.

    И естественно, что в первую очередь его будут волновать проблемы школы, а не детского сада. Кроме того, нужно очень много времени, чтобы руководитель образовательного комплекса смог понять и вникнуть в тонкости дошкольного образования.

    Родителей же беспокоит то, что детский сад может превратиться для их детей в так называемую ступень подготовки к школе, а не станет самостоятельным этапом в их жизни.

  3. Сокращение персонала ДОУ. Желание чиновников сократить расходы на образование может повлечь за собой сокращение персонала ДОУ.

    Объединение детского сада и школы предполагает изменение в штатном расписании. Управление такими крупными образовательными комплексами также является одной из проблем. Возможно, что в целях оптимизации будет проводиться сокращение штата и закрытие отдельных подразделений.

    Кроме того, могут пострадать коррекционные группы в дошкольных организациях. Ведь затраты на специалистов в таких группах превышают затраты в обычных группах. Соответственно, есть риск сокращения специалистов этого направления.

Ирина Добрынина, юрист

P.S. Ваш лайк вдохновляет нас на новые статьи.

Источник: https://parta1.com/blog/17292.html

Объединение школ и детских садов — основные плюсы и минусы

Объединение школ и садов в комплексы

В последние годы идёт активный процесс реорганизации в образовании. По словам властей, это способствует экономии бюджета, а также позволяет поддерживать преемственность обучения и воспитания детей. Большинство работников не знают, чего ожидать от объединения разных образовательных учреждений.

Реорганизация: что это?

Реорганизация образования предполагает сокращение количества образовательных учреждений за счет их объединения. Таким образом, могут быть объединены разные образовательные организации: школы, детские сады, а также школы с детскими садами. Наибольшее количество вопросов вызывает объединение дошкольных и школьных учреждений.

При таком объединении образуется так называемый «Образовательный комплекс». Директором его становится школьный директор. Заведующая детским садом «сокращается» или уходит на место заместителя. Кроме того, происходит сокращение повторяющихся должностей: методиста, бухгалтера, некоторых педагогов.

Одна из главных целей создания образовательных комплексов – увеличение бюджетного финансирования на одну образовательную организацию. Ещё одна цель – обеспечение более эффективного обучения за счет сотрудничества учреждений, специализирующихся на детях разных возрастов.

Положительные стороны образовательного комплекса

Несмотря на скептическое отношения к реорганизации учителей и населения, объединение школ и детских садов имеет ряд своих преимуществ.

  • Увеличение количества финансовых средств, выделяемых на учреждение: чем больше обучающихся, тем больше предоставляется денег. За счет этого может повышаться качество образовательной среды: игрушки, литература, оснащение кабинетов и групп и прочее.
  • Преемственность образования дошкольника и школьника. В подготовительных группах и в школе можно установить единые требования к ребятам, а также в течение года постепенно знакомить их со школьной жизнью, показывать небольшие её «кусочки», чтоб заинтересовать и мотивировать будущих первоклассников. Кроме того, можно создать преемственную образовательную программу для сада и школы, благодаря чему детям будет легче адаптироваться к первому году школьного обучения.
  • Первоклассникам не придётся проходить период адаптации к новому коллективу: они имеют возможность отправиться в школу в составе своей группы.
  • Взаимодействие между педагогами также положительно скажется на процессе образования: они смогут в режиме заседаний обсуждать планы, методы, формы, средства обучения, а также делится индивидуальным опытом работы с теми или иными воспитанниками и обучающимися.
  • Более тесное взаимодействие с родителями: они смогут получать более чёткую и понятную информацию о переходе ребенка с одной ступени образования на другую.
  • Дополнение необходимыми специалистами: например, детский сад не мог позволить себе сенсорную комнату, а при соединении со школой, и детсадовские дети могут ее посещать.
  • Объединение ресурсов: например, школьная библиотека становится доступной для дошкольников, а бассейн, принадлежавший детскому саду – для начальной школы, которая раньше его не имела.
  • Школьники могут получать интересный опыт общения с малышами: организовывать для них праздники, в чём-то помогать, чему-то учить. Это благоприятно будет сказываться на воспитании детей всех возрастов.
  • Педагоги начальных классов имеют возможность заранее наладить отношения со своими будущими первоклассниками, посещая их занятия, проводя интересные игры и участвуя в их праздниках.

Образовательный комплекс: отрицательные моменты

Несмотря на достаточно большое количество «плюсов», реорганизация в образовании имеет и массу отрицательных сторон. Так ли всё замечательно на самом деле, как хотят преподнести власти и «верхушка» системы образования? Каковы же недостатки этого явления?

  • Масштабное сокращение персонала: достаточно большое количество людей теряет работу, которую в настоящее время нелегко найти. Образовательная организация может лишиться и ценных кадров, значимость которых трудно переоценить.
  • Руководство школы не в достаточной мере разбираются в дошкольном возрасте и в важности именно игры, а не обучения дошкольников. На этой почве могут возникнуть конфликты между руководством и подразделением детского сада, так как работники последнего понимают важность и необходимость игровой деятельности, и им придется отстаивать свою точку зрения. Если им это не удастся, то дети уже в саду рискуют потерять всякий интерес к обучению.
  • При нахождении сада и школы в разных зданиях, с преемственностью и подготовкой к школе не всё так гладко: педагоги школы и сада не так часто могут встречаться, как того требует ситуация, дети-дошкольники редко могут реально посещать школу для подготовительной адаптации, взаимодействие педагогов также организовать непросто.
  • Руководитель такого масштабного комплекса может упустить из внимания важные моменты, так как не всегда может быть в контакте со всеми подчинёнными.
  • Зачастую несправедливо распределяется финансирование: школе достаётся больше средств, в том числе, на зарплаты, даже несмотря на количественное превосходство дошкольных работников.
  • В связи со слишком ранним погружением в школьную жизнь, будущие первоклассники могут потерять интерес и мотивацию к обучению.
  • Если в образовательном комплексе есть специальные коррекционные группы и классы, то от них, скорее всего, в скором времени избавятся: численность их меньше, а затрат на них – больше, чем в общеобразовательных группах и классах.

Объединение детских садов и школ – достаточно «молодая» практика в нашем государстве. С одной стороны, она может привести к повышению качества образования и тесному взаимодействию структур, а может – к разрушению уже имеющихся возможностей, предоставляемых образовательными организациями, а также сокращению работников и ущемлению прав тех, кто немного слабее.

Источник: https://plusiminusi.ru/obedinenie-shkol-i-detskix-sadov-osnovnye-plyusy-i-minusy/

Советы юриста
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: